История японских вееров. Веер на стену: украшение по фэн-шуй (21 фото) Когда и где появился веер


Всего 63 фото

Может показаться странным, что о веере как об искусстве, пишет представитель мужской части населения. Наверное, это бы и было необычным, если бы я рассматривал здесь веер просто как женский аксессуар. Однако, нет - выставка «Веер как искусство» сильно заинтересовала меня, поскольку сам по себе веер является не только «технической составляющей» и частью шарма женщины, но и сейчас, уже практически вполне, стал великим символом ее очарования, глубины женской красоты, основой выражения ее чувств и страстей, что не передать обычным человеческим языком. Женщина, что держит в руках веер или просто смотрит на него, плавно в своих ощущениях погружается в глубины коллективного бессознательного женских тайн, страстей, искушений и трепетных желаний. Вот почему мне было крайне интересно побывать на этой выставке, и уловить этот нежный аромат женской души, что так волнительно пронзает Время...

Выставка проходила в дворцовом павильоне заповедника Коломенское. Это небольшое изящное строение кажется совсем небольшим, однако войдя внутрь это ощущение мгновенно исчезает...
02.

Выставка оформлена как место, где как будто проводятся пышные светские приемы и оно, несмотря на всю свою камерность, вызывает ощущение бального зала. Цвет бордо доминирует в интерьере и вызывает трепещущие чувства волнительного искушения и жгучих тайн…
03.

Когда то веер использовался просто как предмет для «навевания прохлады», но с течением времени он приобрел и другие символические функции - был атрибутом власти и оружием на Востоке, на Западе его преподносили в качестве дорогого дипломатического подарка, в качестве приданого невесты… Веер всегда отражал стиль, моду, уклад жизни и философию своего времени и стал настоящим «зеркалом истории».

В каждой стране оформление веера несло и проявляло в себе национальные черты. Веер всегда имел свое название (имя, сюжет) и занимал особое место как атрибут истинно светской жизни. Он становится непременным дополнением к парадному и бальному дамскому туалету и всегда выполнялся на высоком художественном уровне с использованием чеканки резьбы, эмалирования. Основа веера - станок, изготавливалась из ценных материалов - слоновой кости, перламутра, металлов и отделывалась ценными и поделочными камнями. Экраны вееров делали из бумаги, шелка, кружев, газа, атласа и украшали бисером, блестками и художественными росписями. Невероятный шик веерам придавали использовавшиеся для их изготовления страусиные перья.


Большинство из выставленных в экспозиции вееров периода XVIII-XX вв. относятся к двум основным типам: веер-плие - веер с плиссированным экраном и жестким остовом и веер-бризе - складной веер, состоящий только из твердых пластин. Также мы увидим и более редкие веера-кокарды и веера-экраны. Родина вееров - Франция, Англия, Италия, Испания, Германия, Россия, Китай и большинство из них изготавливались известными мастерами и художниками именитых веерных мастерских.
05.

И, конечно, нельзя не сказать о «языке веера» - секретном коде кавалеров и дам. Похоже, родился он в Испании, где придворный этикет был настолько строг, что кабальеро кроме редких мгновений не мог говорить с возлюбленной о своих чувствах, кроме как жестами и тайными знаками. Веер как нельзя лучше подошел для этой роли - вот так и начал складываться целый мир чувственного общения и изысканного флирта полного намеков и тайн…


А ведь знаете, за каждым таким экспонатом стоят призраки женских судеб, дерзких мечтаний, глубоких разочарований, очарований, трепета, волнительных вибраций любви и жгучего искушения. Веер по своей сути является сильнейшим артефактом, несущим чувства и ощущения своей бывшей хозяйки. Этим то он и заинтересовал меня. Что же я почувствую и узнаю сегодня, очень любопытно!?... Однако, не буду особо останавливаться на каждом экспонате и пытаться рассказывать, что же я ощущаю насчет него - будет лучше, если вы легко расслабитесь, отпустите сознание блуждать и, просто пройдете вместе со мной по этой изящной и восхитительной камерной выставке, ведущей к Мечте…

Веер "Танцующая пара". Россия или Франция, 1890-е. Цевка, шелковая ткань, кружево; роспись акварелью и гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
07.

Веер-бризе. Западная Европа. Первая четверть XX века. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
08.


09.

Парные веера-экраны «Мужчина в готическом соборе» и Женщина в готическом соборе». Англия. Первая половина XIX века. Дерево; роспись, лак, токарная работа. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
10.

Веер cockade (веер-кокарда). Западная Европа. Вторая половина XIX века. Слоновая кость, дерево, ткань; полировка, резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
11.

Веер-бризе «Два таксы и кот». Германия. Около 1915 года. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
12.

Веер-экран. Италия. Последняя четверть XVIII века. Слоновая кость, картон, канва, муар, шнур из металлических нитей; токарная работа, рельефная резьба, вышивка гладью, аппликация. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
13.

Веер-кокарда «BONBONS». Франция. Начало XX века. Картон, бумага, чинц: тиснение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.

Детский веер. Франция. 1920-е годы. Целлулоид, перья птиц; Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.


Веер «Пасторальная сцена». Франция 1880-е годы. Художник Пилон Делаво (Pilon Delavolt). Перламутр, бумага, куриная кожа, стразы; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
15.

Веер «Кружевные цветы». Россия. 1900-е годы. Перламутр, газ, механическое кружево, блестки: полировка, роспись гуашью, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
16.

Веер-плие «Галантная сцена». Санкт-Петербург. Начало 1900-х. Фирма «Александр». Перламутр, фольга, металл, шелковый газ, металлические нити, блестки; резьба, гравировка, золочение, темпера, вышивка. МГОМЗ (Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник Коломенское).
17.

Веер pliant «Перья белого страуса и марабу» с перламутровым остовом. Западная Европа. 1890-е годы. Перламутр, металл, перья белого страуса и марабу; полировка. МГОМЗ.
18.

Веер «Цветущие ветви». Россия. Конец 1880-х. Перламутр, атлас, подкладный шелк; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
19.

Веер неоампирный с блестками. Франция. 1900-е годы. Неизвестная мастерская. Рог, газ, блестки, фольга; резьба, гравировка, золочение, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
20.

Веер-плие «Девушка с кувшином». Франция 1890-е годы. Веерный мастер Жеслен (Geslin). Перламутр, кость, газ, кружево; резьба, роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
21.

Веер-плие с экраном вышитым гладью. Австрия. Конец 1880-х. Золотистый перламутр, атлас, подкладочный шелк; вышивка гладью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
22.

Веер «Семейная сцена». Франция. Конец 1890-х. Перламутр, кружево, шелк; резьба, золочение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
23.

Веер с экраном из «русского» кружева. Россия. Конец XIX - начало XX-го веков. Черепаха, кружево; полировка, плетение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
24.

Веер «Белый шиповник». Франция. 1900-е годы. Перламутр, кость, газ, кружево; роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
25.

Веер «Галантное общество в парке». Франция. 1940-е годы. Рог, бумага; гравировка, инкрустация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
26.


27.

Веер с экраном из тесненной бумаги. Франция. 1840-1850-е годы. Рог, бумаг; резьба, аппликация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
28.

Веер «Пастораль». Франция. 1840-1850-е годы.
29.

Веер-бризе «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Нидерланды. 1720-е годы. Слоновая кость; роспись, лак. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
30.


31.

Веер резной. Китай. Кантон. Конец XVIII века. Слоновая кость; резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
32.

Веер-бризе «Виноград». Россия. 1870-1880-е годы. Слоновая кость; рельефная резьба, полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
33.

Веер-бризе «Фиалки и незабудки». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, роспись маслом. МГОМЗ.


Веер «Гирлянда цветов». Австрия. 1860-е годы. Кость, бумага; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
35.

Веер-бризе «Амур играющий на флейте». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, резьба. МГОМЗ.
36.

Веер «Аллегория сватовства великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе». Франция, Германия. 1760-1770-е годы. Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
37.

Веер «Детские сцены». Германия, Франция. 1895 год. Фирма Дювельруа. Художник Г.Шёбель (G.Schbel). Австралийский перламутр, слоновая кость, шелк; резьба, золочение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
38.

Веера. Выставка "Веер как Искусство" в Коломенском. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
39.

Веер с экраном вышитым блестками. Франция. 1900-е годы. Кость домашних животных, шелк, тюль, блестки; гравировки, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
40.

Веер «Гирлянды цветов и птицы». Франция. 1890-е годы. Кость домашних животных, газ, механическое кружево; полировка, резьба, роспись гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
41.

Веер «Прогулка». Западная Европа. Конец 1890-х. Кость, шелковое полотно; резьба, бронзировка, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
42.

Веер с экраном из механического кружева. Франция или Бельгия. 1890-е годы. Кость, кружево, шелковый газ; резьба, инкрустация, вышивка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
43.

Веер детский. Россия. 1900-е годы. Кость, газ; инкрустация, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
44.

Веер «Розы и незабудки». Вена. 1890-е. Мастерская Грюнбаума. Атлас, кость, роспись, гравировка, резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
45.

Веер-плие «Птичье гнездо на цветущей ветке». Франция. Около 1895 года. Дерево, перламутр, металл, шелковый газ; резьба, тиснение, гуашь. МГОМЗ.
46.

Веер с экраном из красного атласа. Россия. 1880-е годы. Кость домашних животных, атлас; полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
47.

Веер «Игра волынщика». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
52.

Веер-скелет «Трио». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
53.

Веер-плие «Материнство». Париж. 1850-е годы. Художник А.Ciroux. Рош, фольга, перламутр, бумага; резьба, гравировка, раскрашенная литография, акварель, гуашь, сепия. МГОМЗ.
54.

Веер-плие «Встреча Вооза и Руфи». Нидерланды. Около 1750 г. Слоновая кость, перламутр, металл, кожа; резьба, гравировка, инкрустация, золочение, полихромная роспись, белила, темпера. МГОМЗ.
55.

Веер-плие «Суд Париса». Англия. 1780-е годы. Слоновая кость, металл, бумага; резьба, гравировка, золочение, гуашь. МГОМЗ.
56.

Веер-плие «Елизар и Ревекка». Нидерланды. Около 1870 г. Слоновая кость, фольга, бумага; резьба, гравировка, гуашь. МГОМЗ.
57.

Веер-скелет «Сцена в парке». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
58.

Веер-плие «Игра в бадминтон». Испания. 1870-е года. Художник Э.Лопес (E. Lopez). Слоновая кость, металл, коленкор; резьба, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. МГОМЗ.
59.

Веер «Обожание». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
60.


61.


62.


63.

У меня выставка оставила самые позитивные и легкие впечатления и чувства. Мне повезло - в выставочном пространстве практически никого не было и, я мог полностью насладиться как этими чудными воздушными экспонатами, так и ощущениями, что они навевали. Удивительно, но каждый веер хотел раскрыться и, что-то прошептать о своей истории и судьбе его хозяйки. Одни веера вызывали смутные волны восторга и нежности, другие заставляли бессознательно насторожиться - иногда сквозь волны благоухания форм и оттенков прорывались рваные клочья притворства и тонкой жестокости… В общем, каждый здесь может найти что-то свое, то, что ему ближе, то, что захочет рассказать ему его душа. Именно поэтому мы ходим на выставки и в музеи, чтобы дать возможность узнать о себе то, что совсем не осознаем и, что рвется изнутри нашей обыденности раскрыть свои крылья и взлететь…

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

Уходит в национальный театр кабуки . Это , в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепеннояпонские веера стали использоваться в повседневной жизни, но в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива .

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер - отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер - то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке - именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева - все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

Веер - это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги , были сугубо мужским атрибутом - их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко , или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера , впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом - Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу - даже Россию.

Японские веера в мире

Веер оги
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возникает и новый вид веера, которому дали название оги . Правда, сегодня так часто называют и все остальные веера.Оги или как его еще называют «солнечный веер» из-за своей легкости и внешнего вида, который напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами, применялся и применяется танцорами, он также популярен у гейш - они его также иногда используют в традиционных танцах.

Что касается относительно небольшого количество ребер, то легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают его незаменимым для опытного артиста. А вот в средние века оги , впрочем, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он также, как и его собратья, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера вскоре стали неотъемлемой принадлежностью сначала , а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, поэтому вскоре веера появились в странах Запада, но, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, они не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

А вот в наше время веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых японский веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча.

Складной веер и придворные церемонии

Складной японский веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги . Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени уже знали и использовали боевые веера , имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такиебоевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи. yapon-decor.ru

Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название . Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки - которых было 45, 64 или 80 - создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага - васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной - и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Именно на основе утива возник еще один веер - аксессуар военачальников - . Он покрывался лаком с различными водоотталкивающими составами. Нередко его изготавливали целиком из дерева или металла - тогда веер становился серьезным оружием. История донесла до нас немало примеров того, как его применяли в бою.

Складной военный веер преследовал одну цель - с его помощью отдавались приказания и сигналы на поле боя. Он не стремился заменить обычное . А украшением сигнального военного веера всегда являлся красный круг на желтом фоне, который символизирует солнце. Вот поэтому на обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся желтым цветом по красному фону.


Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери - это гедзи.

Сегодня не только в Японии, но и во всем мире широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции. Но, конечно, истинно , выполненные по традициям, сохраненным в семьях мастеров, передаваясь тайно из поколения в поколение, можно найти только в Японии и стоят такие веера весьма дорого, как и подобает настоящим произведениям искусства. yapon-decor.ru

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других.

Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.

Именно в Японии сложился привычный нам образ веера . С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек , которые складывались в гармошку полукругом, называется он - . Остальные веера выполняли на его основе.

Веера красиво расписные были комплектом для парадного женского кимоно «Томэсодэ».

В 988 году императору Китая преподнесли усовершенствованную версию веера. Даже два веера в виде летучей мыши и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стал у них расписываться традиционными китайскими пейзажами.

В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел и .

Еще появился обычай делать большие парные супружеские веера, которыми украшали дом, либо брали в гости как неотъемлемый предмет этикета. Появился обычай сезонной росписи вееров цветами, которые должны были соответствовать прическе, интерьеру дома, создавать непринужденное и неповторимое очарование.

Тэссен - боевой веер

Применение боевого веера - это самое необычное искусство и самый редкий вид техникикобудо . На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием. При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный. Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.

Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части. Первая - эторабота со сложенным веером . Вторая - это работа с развернутым веером . Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.

Очень тонкие кованные пластинки - из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или , который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.

А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор. Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто , правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение - это просто очень короткий меч.

Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее. А чередование раскрывания и закрывания тэссена во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику - это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.

Применение тэссена

До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера. Например, один довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием. Слава о нем, и о его ратных подвигах дошла до сегуна. Чтобы убедится в этом собственными глазами, и чтобы произвести впечатление на своих подданных, сегун вызвал к себе мастера и сказал, что через десять дней он как раз устраивает праздник, где хочет, чтобы продемонстрировал доблесть прославленного воина - для этого ему надо было всего лишь… сразиться с быком.

Мацумура был не очень хитрым воином. Все десять дней до поединка он каждый день приходил в стойло, где находился бык, и, на безопасном расстоянии - стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером. Это продолжалось до тех пор, пока бык не падал на колени. Через несколько дней несчастное животное уже само стало падать на колени, как только самурай подходил к нему близко.

Пришло время праздника. На поединок быка и самурая собралось огромное количество народа - в том числе и из других провинций. И Мацумура вышел на площадку, где в это время находился бык - в руках у него был всего лишь веер, причем самый обыкновенный. Естественно, что как только бык увидел самурая, то он тут упал на колени и жалобно замычал. Конечно, публика, как и сегун, была в восторге от такой столь убедительной демонстрации воинского мастерства.

Этот эпизод курьезный и не относится к реальной технике, тем не менее, применялся и в настоящих схватках - например, там, где самурай не должен был обнажать меч - в доме своего повелителя.

Есть интересный и довольно нетипичный способ самозащиты при помощи боевого тэссена. Как известно, по этикету, когда входят в дом или в комнату старшего по положению, то самураю надо встать на колени, а веер положить горизонтально перед собой, затем коснуться ладонями татами и совершить поклон. Его амплитуда зависела в целом от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Один должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказания за довольно серьезный проступок. Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске и был прав. Дело в том, что подручные господина уже собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне.

Тем не менее, благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, поэтому, когда двери внезапно пришли в движение, то они отскочили от металлического веера, вместо того, чтобы захлопнуться и убить самурая. При этом они не причинили никакого вреда последнему. Самурай поверг в изумление своего господина да так, что то простил его.

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Япония известна своими веерами, которые использовались представителями самых различных общественных классов, к тому же для самых различных дел: например, в театральных постановках и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Еще - это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.

Японские веера , а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту.

А еще древнекитайские хроники времен династии Сун - годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку - она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет - и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции.

Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.

Ума-сируси - потомок боевого веера

Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси . Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.

Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов - кожи или перьев птиц - никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой ( , или дансэн);

2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или ).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории,утива с успехом пришёл на замену саку.

Китайский веер имеет свою историю, философию, с ним связано много легенд, поверий. Постепенно этот предмет стал частью и нашей культуры. Его используют в виде модного аксессуара или для украшения интерьера в китайском стиле. Широкий ассортимент вееров позволит подобрать изделие на любой вкус.

Китайские веера отличаются формой, видом, размерами, тематикой, рисунками. Изображения всегда несут философский смысл, который символизирует удачу, счастье, любовь; символы рисуют в виде пейзажей, птиц, цветов. Веера выполняются из различных материалов: пластик, дерево, шелк, кружево, бумага. Также можно сделать китайский веер своими руками, который выполняется из сандалового дерева. Запах сандала устраняет бессонницу, депрессию, улучшает настроение. А также веера использовались в боевом искусстве.

Китайский веер

Разнообразные рисунки на веере притягивают счастье, здоровье, удачу, поэтому он будет прекрасным подарком близким и друзьям. Например, журавли, изображены на китайском веере, символизируют долголетие; корабль привлечет богатство и успех в бизнесе, работе; лотос, павлин, сакура - символы любви. Веера из Китая снимают усталость, депрессию, дают заряд бодрости и здоровья.

По фэншую, если правильно повесить веер на стену, он станет талисманом, оберегом. Благоприятный поток энергии наполнит ваш дом счастьем, благополучием, укрепит брак, привлечет богатство. Веер размещается раскрытым опахалом, направленным вверх. Выбирайте для этого предмета место, которое вам надо активизировать. Не стоит размещать большой веер напротив входной двери, так как он способен смести позитив, направленный в вашу сторону. А также не размещайте веер над изголовьем кровати, так как он способен взбудоражить вас и разогнать сон.

В кабинете разместите веер позади кресла, тогда он поможет привлечь успех, финансы.

Большую роль играет цвет веера:

  • золотистый цвет означает долголетие, вечную жизнь;
  • красный веер символизирует удачу;
  • зеленый оттенок подарит спокойствие и надежду;
  • розовый оттенок символизирует любовь и верность;
  • белый веер - символ невинности, скромности.

Повесив веер на стену, вы не только обретете оберег, но и украсите интерьер своего жилья. Ведь разнообразие вееров позволяет подобрать его под любую обстановку. Подбирайте размер веера в зависимости от размеров комнаты. В маленькой комнате лучше повесить небольшие веера. А вот в гостиной или в комнате, где позволяют размеры, большой веер будет смотреться гармонично.

Интересно смотрятся в интерьере зеркальные веера или панно с изображением этого предмета.

Веера могут быть односторонние и двухсторонние. Последние используют не только для интерьера, но и для танца. В Китае танец с веерами - это незабываемое зрелище. Красивые наряды, взмахи веера, которые переливаются узорами, рисунками, раскрываются и закрываются. Балерины в танце подчеркивают движения миниатюрными веерами. Все это завораживает и восхищает.

Танец с веерами

Делаем веер сами

Если вы творческий человек и хотите проявить фантазию, сделайте веер на стену своими руками. Для этого запаситесь необходимыми материалами:

  • бумага или ткань;
  • шпажки из дерева;
  • материалы для декора;
  • нитки, иголки;
  • клей.

Если вы определились с размером и цветом веера, пора приступать к работе. Из основного материала вырежьте заготовку, сложите ее гармошкой, приглаживая при этом сгибы, края закрепите на шпажки из дерева. Нитки и иголки нужны для того, чтобы соединить концы веера. С помощью декора вы сможете украсить веер, как вам захочется, для этого нужен клеевый пистолет и разнообразные ленты, стразы, бусинки, тесьма. Ручку можно изготовить из картона, фанеры и приклеить, используя супрерклей с обеих сторон. После того как ваше произведение будет готово, закрепите веер опахалом вверх.

Китайское опахало как аксессуар

Веер на стену - не единое назначение этого предмета. Веера используют также как модный женский аксессуар. Он легко складывается, имеет небольшие размеры, смотрится женственно и эффектно. Веер используют на показах мод, для фотосессий; их любят дизайнеры, звезды, делая свой образ ярче. Веер из перьев дополнить образ невесты в пышном платье, а также этот аксессуар уместен на балу, вечеринке, в театре. Китайские барышни с помощью жестов веерами выражали чувства и эмоции по отношению к собеседнику.

Кроме того, веер спасет от жары в местах где прохлада недоступна.

Китайские опахала ворвались в нашу культуру и моду, став незаменимой вещью. Ведь они являются не только аксессуаром, предметом интерьера, но еще и символом счастья и благополучия.


Веер – это приспособление, с помощью которого охлаждают лицо во время жары.


Веер появился в глубокой древности, об этом говорят раскопки и рисунки на черепках. Например, китайский веер был известен уже в VIII-II веках до н.э. Конечно, первые веера представляли собой обычные листья или перья, затем стали использовать шёлк и пергамент, разрисовывая их цветами, птицами, украшая золотом и серебром.



В те давние времена, веера были не складные и назывались опахала, которыми обмахивали императора, и выполнял эту роль обычно молодой невольник. Затем появились складные веера. Пользовались ими долгое время при дворе императора (в Индии, Китае, Японии), так как веер был символом власти. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Византия – так из эпохи в эпоху переходил веер. К XV и XVI векам веера стали необходимым аксессуаром каждой дамы при дворе короля – это был стиль барокко. Они являлись необходимой составляющей дамского туалета и даже использовались орудием флирта.



Прежде чем появиться в свет, должны были научиться пользоваться веером. Открыть веер дамы могли только при появлении королевы. В это время на веерах любили изображать сюжеты из античной мифологии или из жизни королевского двора.


Веера делали из перьев страуса, павлина, затем стали применять отделки из кожи, слоновой кости, панциря черепахи, шёлка, применяли сандал и бамбук. На них изображался растительный орнамент, изображались горы, реки, водопады.



Нашлось применение веера и в России. Первые веера стали появляться в середине XVII во времена царствования Михаила Фёдоровича. Эти веера привозили с дипломатическими визитами в качестве подарков и хранили их как редкую диковинку. Уже при Петре Первом, когда появились первые балы и «ассамблеи», на которых присутствие дам было обязательным, веера также как и в Европе стали необходимым атрибутом женского туалета. Сначала их поставляли из Европы, а в середине XVIII при Екатерине Великой наладилось и веерное производство в России. Искусство пользоваться веером и у нас имело значение.


В России веера тоже любили украшать, но с присущим национальным вкусом. В качестве украшений использовали яшму, золото, изумруды, рубины, вышивку, финифть. В веерном производстве участвовали мастера по дереву, по кости, граверы, живописцы, ювелиры и другие.



Спрос на веера повышался и у нас в России. Кроме необходимости его как главного элемента дамского туалета на балах, приёмах, им стали выражать и свои чувства и потаённые мысли – появился веерный язык, также как и язык цветов. С помощью лёгкого постукивания веером или резкого хлопка, закрыв веер , дама могла выразить свои чувства и мысли тому, к кому обращались её глаза.



Благодаря многим сохранившимся веерам Марии Фёдоровны, супруги Великого Князя Александра Александровича, до нас дошли некоторые исторические события из жизни царского двора. Как известно, Датский Двор породнился со многими Дворами Европы, поэтому родственники со всей Европы раз в году съезжались на встречу во Фреденсборг. На веере в форме раковины с гирляндой множества розочек есть надпись – «Fredensborg 1870».



Второй веер Мария Фёдоровна сохранила в память бракосочетания её брата и Великой Княжны Ольги Константиновны, происходившего в Петербурге. На веере, сделанного из чёрной кожи, – надпись «WINNY», золотая корона и два государственных герба – Дании и России. Как известно, имя брата Марии Фёдоровны было Христиан Вильгельм, домашнее имя «Винни». В 1863 году под именем Георга I он взошел на греческий престол.



Ещё один веер – свидетель памятных событий, веер на лицевой стороне которого изображена ветка шиповника, а на обратной множество автографов, по-видимому, многочисленных родственников и родственниц, которые в этот раз собрались в королевский замок Фреденсборг со всех европейских домов по случаю рождения дочери Александры у Георга I и Ольги Константиновны. Поэтому веер использовали на этот раз как альбом.



Есть веер-сувенир с портретами Александра III, Марии Фёдоровны и их детей, расписанных И.Н.Крамским.


Среди оставленных в память для нас событий, происходивших в царской семье, есть и сувенирные веера. Эти веера напоминают о балах во Дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге. Описание бала приводится в журнале «Всемирная иллюстрация». Так как бал был костюмированный, то и прислуга была одета в костюмы разных эпох, связанных с историей России: это были варяги, скифы, витязи, стрельцы…Пришедшие на бал также оделись в костюмы, будто вся Русь воскресла и прислала на бал всех своих представителей. Обо всём с большими подробностями описывалось в журнале. Так вот, на одном из вееров в карикатурном виде некоторые из них были запечатлены Иваном Александровичем Всеволжским, директором Императорских Петербургских и Московских театров. По описанию, данному в , можно узнать присутствовавших на этом балу.



Есть ещё веера, которые могут нам напомнить и рассказать о политических событиях того времени – визит русской эскадры во Францию в 1891-1893 годах. В парижской опере по случаю прибывших русских гостей был дан спектакль, в конце которого был представлен апофеоз франко-русского союза. Как это было на сцене – об этом лучше всего нам рассказывает изображение на веере, который был расписан известной французской художницей Луизой Аббема.


Сегодня веер не имеет того значения, которое придавалось ему в прошлом, но все же находит место в нашей жизни. Популярны настенные веера, которые украшают интерьер и притягивают удачу.




С помощью этого видео можете совершить виртуальную прогулку по музею, посмотреть антикварные и винтажные экспонаты – китайские, японские веера и другие…




Современная девушка с веером









Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники