Дмитрий философов. Биография. Зинаида Гиппиус

Дмитрий Владимирович Философов


26.03.1872 – 04.08.1940



литературный и художественный критик


публицист, общественный деятель


учился в гимназии К.Мая в 1882 - 1890 гг

Дмитрий родился 26 марта 1872 года в С.-Петербурге. Отец Дмитрия, В.Д. Философов -- чиновник Министерства Юстиции, в 1860-1870-е годы ближайший помощник военного министра Д.А.Милютина в реформировании русской армии, позднее главный военный прокурор, член Госсовета. Мать - А.П. Философова (ур. Дягилева) - видная деятельница российского и международного движения, одна из учредительниц Высших женских учебных заведений в России, организатор благотворительных обществ и комитетов. Семья Философовых принадлежала к старинному дворянскому роду, была дружна с семьёй Стасовых. Дом Философовых был одним из центров художественной и общественной жизни Петербурга. Широко была известна также близость матери к радикальным кругам. Всё это во многом определило жизненный путь Д.В. Философова. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губерния). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Д.В. Философова (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).


Дмитрий поступил во второй класс частной гимназии К.И.Мая в 1882 году и завершил полный гимназический курс в 1890 году. Вместе со своими однокашниками А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым, В.Ф. Нувелем и Г.Е. Калиным Дмитрий Философов участвовал в создании кружка, названного ими «Обществом самообразования», который стал предтечей знаменитого объединения «Мир искусства». По окончании гимназии, следуя семейной традиции, Дмитрий поступил на юридический факультет Петербургского Университета, где специализировался в области государственного права у профессора Н.М. Коркунова. В 1894 году сочинение Дмитрия Философова «О союзном государстве» было отмечено на конкурсе студенческих работ. По получении диплома I-ой степени был оставлен на кафедре государственного права (1895). Стажировался в Университете Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал доклад о государственном правовом положении Финляндии.


По возвращении в Россию зачислен в Кодификационное отделение при Госсовете (1896). Избран директором правления Петербургского благотворительного комитета (1896). С 1897 года начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнал Министерства юстиции». В 1898 году по личной просьбе оставил занятия правом и был причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для работы в Публичную Библиотеку. В январе 1900 года зачислен в штат младшим помощником библиотекаря с возложением обязанностей заведующего Юридическим отделением. Заведовал отделением в 1900-1905 гг. Службу в Публичной Библиотеке Д.В.Философов совмещал с участием в общественной жизни.


Был известен как ведущий критик и редактор литературного отдела журнала «Мир искусства» (1898-1904). В эти годы сблизился с З.Н.Гиппиус и Д.С. Мережковским, образуя своеобразный тройственный союз, сыгравший значительную роль в его биографии и оказавший влияние на культурную жизнь России конца ХIX начала XX вв. Вместе с Мережковским и В.В.Розановым организует Религиозно-философские Собрания (1901-1903). Стоит с Мережковским у истоков журнала «Новый путь», регулярно печатался также в газете «Наша жизнь» (1904-1905). 9 января 1905 г участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих. Поддерживал в печати требования низших служащих Библиотеки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации общественной позицией, трудности дальнейшего совмещения публицистической и служебной деятельности побудили Дмитрия Владимировича уволиться из Публичной Библиотеки «по домашним обстоятельствам» (декабрь 1905).


В феврале 1906 года он уехал вместе вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газеты М.Ковалевского «Страна» (1906-1908). Публикует также сообщения из Франции в газете «Товарищ» и других российских изданиях. Д.В. Философов - один из организаторов петербургского Религиозно-философского общества, товарищ председателя, председатель Общества (1907-1917). Редактор еженедельника «Голоса жизни» (1915г), сборника памяти А.П. Философовой (1915).


Был близок к кадетским кругам и политическому масонству. Он приветствовал февральские события 1917 года, выступал в поддержку А.Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту российской демократии. Октябрьскую революцию 1917 года Философов встретил враждебно. Он вошел в Политический Красный Крест, пытался оказать содействие арестованным за «инакомыслие», участвовал в попытках возобновить издание газеты «Речь» (1918). Решением Комитета Публичной Библиотеки в октябре 1918 года Д.В. Философов зачислен на службу младшим помощником библиотекаря, в мае того же - библиотекаря. Работал в отделениях «Россика», Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В.М. Пушиным) выставку к 100-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Передал в дар Публичной Библиотеке документы личного и семейного архива, а также письма В.Я. Брюсова, А.Ф. Кони, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, В.А. Серова и др. (ноябрь 1918 - апрель1919).


В декабре 1919 года Д.В. Философов получил отпуск без сохранения содержания и вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 году - ближайший сотрудник Б.В. Савинкова по Русскому Политическому Эвакуационному Комитету, товарищ председателя, председатель политотдела. Выступал на I съезде Народного Союза защиты родины и свободы с докладом «Об отношении к генералу Врангелю и Семёнову» (июнь 1921). Фактически являлся Главой Народного Союза защиты родины и свободы в Варшаве, член его ЦК (1921-24). Ведущий сотрудник газеты «Свобода» (1920-32). Редактор журнала «Иллюстрированная молва» (1920-25), еженедельника «Меч» (1934-39).


Д.В. Философов окончил свой жизненный путь 4 августа 1940 года в небольшом курортном городке Отводск, недалеко от Кракова (Польша).

Сочинения:




Слова и жизнь: Литературные споры новейшего времени(1901-1909) СПб.,1909



Неугасимая лампада: Ст. по церк. и религ. вопросам (М.1912)


Старое и новое: Сб. статей по вопросам искусства и литературы (М.1912)




Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(7.04.1872, Петербург - 4.08.1940, курорт Отводск (Краков) Польша), юрист, лит. и худож. критик, публицист, обществ, деятель, в ПБ 1898-1905, 1918-19.


Из старинного дворянского рода. Отец - В. Д. Философов служил по ведомству юстиции, в 1860-70-е - ближайший пом. воен. министра Д. А, Милютина в "реформировании рус. армии. Позднее - гл. воен. прокурор, чл. Гос. совета. Мать - А. П. Философова (урожд. Дягилева)-видная деятельница рос. и междунар. жен. движения, одна из учредительниц высших жен. учеб, заведений в России, организатор благотворит, о-в и к-тов. Семья Ф. была дружна с семьей Стасовых. Дом Ф. был одним из центров худож. и обществ, жизни Петербурга. Широко известна была также близость матери к радикальным кругам. Все это во многом определило жизн. путь Ф. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губ.). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Ф. (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).

Ф. окончил частную гимназию К. Мая (1890). Любовь к живописи и другим пласт, художествам, стремление к самообразованию сблизили его в гимназии с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании гимназии, следуя семейной традиции, он поступил на юрид. фак. Петерб, ун-та (1890). Специализировался в области гос. права у проф. Н. М. Коркунова. Сочинение Ф. "О союзном государстве" отмечено на конкурсе студ. работ (1894). По получении диплома 1-й степени оставлен на каф. гос. права (1895). Стажировался в ун-те Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал докл. о гос.-правовом положении Финляндии. По возвращении в Россию зачислен в Кодификац. отд-ние при Гос. совете (1896), Избран дир. правления Петерб. благотворит, к-та (1896). С 1897 начал заниматься журналист, деятельностью, печатался в журн. "Сев. вест." "Образование", "Трудовая помощь", "Журн. М-ва юстиции". Оставил занятия правом и по личной просьбе с 20 февр. 1898 причислен к М-ву нар. просвещения с откомандированием для работы в ПБ. В янв. 1900 зачислен в штат мл. пом. б-ря с возложением обязанностей зав. Юрид. отд-нием. Заведовал Отд-нием в 1900-05, принимал меры к его пополнению справ, изд., тр. по законодательству разл. стран, материалами о деятельности полит, партий. В 1902 по службе в ПБ награжден орденом Станислава 3-й степени.

Службу в ПБ Ф. совмещал с занятиями журналистикой и участием в обществ, жизни. Ведущий критик и ред. лит. отд. журн. "Мир искусства" (1898- 1904). Сблизился в эти годы с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, образуя своеобразный тройств, союз, сыгравший значит, роль в биографии Ф. и оказавший влияние на культурную жизнь России кон. XIX- нач. XX вв. Вместе с Мережковским и В. В. Розановым организует Религ.-филос. собрания (1901-03). Стоит с Мережковским у истоков журн. "Нов. путь", пост, его авт., в последний год изд. - ред. (1903-04). Регулярно печатался также в газ. "Наша жизнь" (1904-05). 9 янв. 1905 участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих (в ПБ, ВЭО). Поддерживал в печати требования низших служащих Б-ки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации обществ, позицией Ф., трудности дальнейшего совмещения публицист, и служебной деятельности побудили Ф. уволиться из ПБ по "домашним обстоятельствам" (дек. 1905).

В февр. 1906 он уехал вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газ. М. Ковалевского "Страна" (1906-08). Публикует также сообщения из Франции в газ. "Товарищ" и др. рос. изд. Ф. - один из авт. сб. ст. "Царь и революция" (Париж, 1907). Принимал участие (по нек-рым сведениям - номинальное) в соч. совместно с Гиппиус пьесы "Маков цвет" (1908). По возвращении в Россию (июль 1908) -пост. сотр. газ. и журн.- "Слово", "Речь", "Рус. мысль", "Рус. слово" и др. Ф. не терял связи с ПБ: он по-прежнему дружил с А. В. Карташевым и А. А. Мейером, разделявшими его религ.-филос. убеждения, в ряде ст. и рец. касался положения дел в Б-ке, ее истории, высоко оценивал ее вклад в развитие науки и культуры в России

Ф. - один из организаторов петерб. Религ.-филос. о-ва, товарищ пред., пред. О-ва (1907-17). Ред. еженед. "Голоса жизни" (1915), сб. памяти А. П. Философовой (1915). Ф. был близок к кадетским кругам и полит, масонству. Он приветствовал февр. события 1917, выступал в поддержку А. Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту рос. демократии.

Окт. революцию 1917 Ф. встретил враждебно. Он вошел в Полит. Крас. Крест, пытался оказать содействие арестованным за "инакомыслие", участвовал в попытках возобновить изд. газ. "Речь" (1918). Решением К-та ПБ в окт. 1918 Ф. зачислен на службу мл. пом. б-ря, в марте 1919 переведен на должность ст. пом. б-ря, в мае того же года - б-ря. Работал в отд-ниях "Россика", Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В. М. Пущиным) выставку к 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, подготовил каталог выставки (1918). Вместе с В. К.Лавровским принимал участие в оценке коллекции В. Я. Адарюкова при покупке ее ПБ в кон. 1918. Передал в дар ПБ док-ты личного и семейного арх., а также письма В. Я. Брюсова, А. Ф. Кони, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, В. А. Серова и др. (нояб. 1918 -апр. 1919). В дек. 1919 Ф. получил отпуск без сохранения содержания, вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 - ближайший сотр. Б. В. Савинкова по Рус. Полит. Эвакуац. К-ту, товарищ пред., пред, полит, отд. Выступал на I съезде Нар. Союза защиты родины и свободы с докл. "Об отношении к ген. Врангелю и Семенову" (июнь 1921). Фактич. глава Нар. Союза защиты родины и свободы в Варшаве, чл. его ЦК (1921-24). Ведущий сотр. газ. "Свобода" ("За свободу") (1920-32). Ред. журн. "Иллюстрир. молва" (1920-25), еженед. "Меч" (1934-39).

Справ.: КЛЭ.

Лит.: Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Ст. и материалы. Л., 1930; Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951; Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон, 1970; Pachmuss T. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Zinaida Hippius. Mimchen, 1972; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982; Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд. М., 1990; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914- 1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. М.; Л., 1990; Его же. А. Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году //Лит. обозр. 1991. № 3; Чуковский К. И. Дневники, 1901-1929. М., 1991; Колоницкий Б. И. Д. В. Философов и его дневник //Звезда. 1992. № 1; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) //Лица: Биогр. альм. СПб., 1992. Вып. 1.; Амфитеатров и Савинков: Переписка, 1923-1924 //Минувшее: Ист. альм. М.; СПб., 1993. Вып. 13; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) //Вопр. философии. 1993. № 6; Дюррант Д. С. По материалам архива Д. В. Философова //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М.;"СПб., 1994.

ПБ в печати. 1987, 1989} 100-летие. С. 460-62; История ПБ. С. 127, 162-63; Отчеты ПБ за 1900, 1902, 1905.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. I, 1898, № 74; ОР РНБ. Ф. 814.

Иконогр.: Бенуа А, Н. Мои воспоминания...

Дягилев – Философов – Зинаида Гиппиус

Первой любовью Сергея Дягилева был его двоюродный брат Дмитрий Философов. Красивый, разносторонне образованный, он был центром кружка студентов Петербургского университета, увлеченных искусством. 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии , куда отправились в 1890 году. Дмитрий Философов стал для Дягилева проводником в мир петербургской богемы. Организованный братьями журнал «Мир искусства» сплотил вокруг себя передовых русских художников и поэтов конца XIX века.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала женщина. У Зинаиды Гиппиус было прозвище Белая дьяволица. Сильная и дерзкая женщина, Гиппиус смело шла наперекор устоям общества – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь - несмотря на замужество, у нее было несколько романов с мужчинами и женщинами. Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.

Борьба за его внимание между Гиппиус и Дягилевым продолжалась несколько лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал своего друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками. После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу Мережковскому . Их странный тройственный союз продлился 15 лет. Дягилев же вскоре навсегда уехал из Петербурга .

Дягилев – Нижинский - Ромола Пульски

В 1908 г. Дягилев встретил мужчину, ставшего его следующей большой любовью. Эта встреча связала его на всю жизнь с балетом.

До встречи с Сергеем Дягилевым Вацлав Нижинский был подающим надежды артистом балета на содержании у князя Павла Львова . Для аристократа молодой танцовщик был игрушкой – он оплачивал его счета, покупал ему гардероб... И одалживал на ночь своим друзьям. Нижинский испытывал искреннюю привязанность к своему высокопоставленному другу, а тот тяготился его чувствами и искал предлог избавиться от надоевшего любовника. И тут подвернулся Дягилев.

Вацлав Нижинский и Сергей Дягилев были вместе 5 лет, и эти годы стали годами их совместного артистического триумфа. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного балетного антрепренера. Нижинский благодаря другу становится открытием "Русских балетных сезонов" и солистом потрясающих балетных постановок: "Петрушка" и "Весна священная" Стравинского , "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, "Дафнис и Хлоя" Равеля…

Разрыв произошел внезапно. Нижинский отправился в долгое морское путешествие в Южную Америку без Дягилева, с которым обычно не расставался. Однажды цыганка нагадала Дягилеву смерть от воды, и он панически боялся плыть через океан. Во время этого длительного круиза Нижинский неожиданно для себя и для всех сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски , которая давно была влюблена в него, и поступила в труппу Дягилева, чтобы быть ближе к предмету свей страсти. Пара обвенчалась прямо во время гастролей в Буэнос -Айресе. Узнав об этом, Дягилев почувствовал себя глубоко оскорбленным предательством своего любовника– немедленно уволил Нижинского из труппы и долгое время отказывался от любых встреч с ним.

Ромоле Пульски брак с Нижинским счастья не принес. Ей пришлось всю жизнь ухаживать за мужем - вскоре после свадьбы у Вацлава участились приступы шизофрении, и постепенно он стал беспомощным, как ребенок.


Дягилев – Мясин – Вера Кларк

Забыть Нижинского Дягилев смог только после встречи с 17-летним талантливым учеником балетной школы Леонидом Мясиным . Он стал еще одним театральным открытием талантливого антрепренера. Леонид Мясин был любовником Дягилева во имя своей балетной карьеры. После встречи с меценатом танцор стал новым открытием "Русских сезонов" Дягилева, а позже и одним из известнейших хореографов Европы .

После семи лет близкой дружбы с Дягилевым, в 1920 году Мясин неожиданно женился на американской балерине Вере Кларк (которая танцевала под псевдонимом Савина ), и потерял расположение мецената. Оставшись без поддержки учителя и любовника, Леонид Мясин тем не мене смог создать свою балетную школу в Англии .


Творческое сотрудничество Мясина и Дягилева возобновилось в 1925 году, за три года до кончины Дягилева. Это были отношения ученика и учителя - после смерти Сергея Дягилева Мясин возглавил «Русский балет Монте -Карло», труппу, в которой собрались бывшие танцоры-дягилевцы.

Брак с Верой Кларк был недолгим. Мясин расстался с ней в 1928 году, женившись на другой балерине, Евгении Деляровой .

Сергей Дягилев умер в Венеции на рассвете 19 августа 1929 года. В этот город он приехал, путешествуя уже глубоко больным, со своим новым молодым протеже музыкантом Игорем Марковичем. Прах Дягилева покоится на православном кладбище на острове Сан-Микеле. На его могильной плите вместо цветов лежат пуанты, набитые песком, чтобы ветер не унес легки балетные туфли...

Происходит из старинного дворянского рода. Отец В. Д. Философов (1820-1894) был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина в реформировании русской армии, в 1861-1881 - главный военный прокурор и начальник Военно-судебного управления, с 1881 член Государственного совета. Мать Анна Павловна Философова, урождённая Дягилева, - литератор, видная деятельница женского движения в России, одна из учредительниц высших женских учебных заведений, организатор благотворительных обществ. С. П. Дягилев приходится Философову двоюродным братом.

Ранние годы

Дмитрий Философов окончил частную гимназию К. Мая (1890). Ещё в гимназии интерес к искусству и стремление к самообразованию сблизили его А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1895). В 1896 стажировался в Гейдельбергском университете. Служил в Кодификационном отделении при Государственном совете, с 1898 - в петербургской императорской Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). С 1897 начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнале Министерства юстиции».

Мир искусства

Редактор литературного отдела, руководитель отдела художественной критики журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее редактор журнала «Новый путь». Сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, стал на многие годы их другом и соратником. Один из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге в 1901- (совместно с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и В. А. Тернавцевым). Вместе с Мережковским был инициатором журнала «Новый путь» (1903-1904), постоянный автор и, в последний год издания, его редактор. С 1906 по 1908 жил с четой Мережковских в Париже. По возвращении в Россию сотрудничал в газетах и журналах «Слово», «Речь», «Русская мысль» и др.

Эмиграция

В 1918-1919 работал в Публичной библиотеке. Принимал участие в деятельности Политического Красного Креста. В декабре 1919 с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе Жлобина и в середине января 1920 добрались до Минска. После ряда лекций и литературных вечеров в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж. Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.

Лучшие дня

Товарищ председателя Русского политического комитета, Народного союза защиты родины и свободы, советник Юзефа Пилсудского по русско-украинскому вопросу (1921). Редактор выходивших в Варшаве газет «Свобода» (1920-1921), «За свободу!» (1921-1932), «Молва» (1932-1934); был соредактором варшавско-парижского журнала «Меч», преобразованного из-за разногласий с Мережковским и Гиппиус в варшавскую газету (1934-1939). Был одним из руководителей варшавского «Литературного содружества», его почётным председателем; основатель и руководитель закрытого русско-польского литературного клуба «Домик в Коломне» (1934-1936).

Поздние годы

В 1930-е годы вытеснялся на обочину общественно-политической жизни молодым поколением деятелей. Это усугублялось неудачами (в частности, последовательный неуспех практически всех изданий, которые возглавлял Философов), потерями - измена Б. В. Савинковым, в которую Философов долго не мог поверить, смерть соратника и ближайшего единомышленника М. П. Арцыбашева и т. п. После 1936 вследствие этих причин, а также преклонного возраста и болезней Философов фактически отошёл от литературной, общественной, политической жизни.

20 ноября (8 по старому стилю) 1869 года в городе Белове Тульской губернии в семье юриста, обрусевшего немца и внучки екатеринбургского полицмейстера родилась дочка Зинаида.

В юности внешне она очень впечатляла: высокая, статная, с пышными золотистыми волосами, нежно-белым лбом и изумрудными глазами. Фигурой напоминала юношу, переодетого дамой (не зря же для своей критической деятельности она избрала «мужской псевдоним» - Антон Крайний, да и многие стихи писала от лица мужчины). Ее считали то лесбиянкой, то гетеросексуалкой. Иногда намекали на то, что природа сделала ее гермафродитом. Ее мужу, Мережковскому, подбрасывали записки: «Отомстила тебе Афродита, послав жену – гермафродита».

Она держалась как признанная красавица (было у Гиппиус ожерелье, составленное из обручальных колец ее поклонников!), а в одном из стихотворений даже заявила: «Люблю я себя, как Бога». Кроме того, она густо румянилась и белилась, как актриса на сцене (а тогда это не было принято), что придавало ее лицу вид маски, искусственности. И движения у нее были странными: ноги и руки как бы вычерчивали геометрические фигуры, не связанные с тем, что она при этом говорила. Одевалась она ярко, даже крикливо, вызывающе, но при этом вся насквозь была поэтична. Брюсов называл ее "Зинаидой Прекрасной".

Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, смущать их, ставить в неловкое положение и наблюдать за их реакцией. Гиппиус могла пригласить малознакомого человека в свою спальню, предстать перед ним неодетой, а иногда даже и принимая ванну.

На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года Гиппиус предстает пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности», как сказано в ее дневнике 1893 года.

В 1889 Гиппиус выходит замуж за писателя и философа Дмитрия Сергеевича Мережковского. Ей было 19 лет, ему – 23. Оба считали, что их встреча носит мистический характер и предопределена свыше. Свадьба была более чем скромной. Не было ни застолья, ни гостей, ни цветов. После венчания Мережковский ушел в гостиницу, а Зинаида осталась у родителей. Утром мать разбудила ее криком: «Вставай! Ты еще спишь, а уж муж пришел!». Только тогда Гиппиус осознала, что вчера вышла замуж…

Личную жизнь Мережковских, не разлучавшихся до гробовой доски, сопровождало множество слухов и небылиц. Иногда их брак называли союзом гомосексуала и лесбиянки. Существуют различные мнения по поводу того, кто же все-таки лидировал в их союзе. Иногда говорят, что именно Зинаиде принадлежали те идеи, которые развивал потом в своих произведениях Мережковский.

В их семье скорее она была мужем, а он – женой. Иногда она подписывала свои статьи его именем, и существует даже пара стихотворений, вошедших в сборники Мережковского, но написанных Гиппиус. Другие отмечают, что поэтесса всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа, однако многие считали ее единственной умнейшей женщиной России и ценили ее стихи выше творчества Цветаевой и Ахматовой.

В 1904 году выходит "Собрание стихов" Гиппиус, которое становится крупным событием в жизни русской поэзии. Анненский, к примеру, писал, что в творчестве Гиппиус – «вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма», отмечая как основную тему ее стихов «мучительное качание маятника в сердце». Брюсов говорил о «непобедимой правдивости», с какой Гиппиус фиксирует различные эмоциональные состояния и жизнь своей «плененной души».

Зинаида Николаевна Гиппиус и ее муж внешне очень не подходили друг другу. Она - красавица, а он - маленького роста, с узкой впалой грудью, черными, глубоко посаженными глазами, с полуседой, вольно распущенной бородой. Человек с энциклопедическими знаниями, он сыпал цитатами из Библии и держался с неоспоримым превосходством. Недоброжелатели говорили, что Мережковский работал "под юродивого", а Гиппиус - "под ведьму". И она действительно обладала какими-то особыми свойствами, делавшими ее непохожей на других. Но современники отмечают, что она была язвительна, колюча, даже зла. А Белый называл ее "осой в человеческий рост".

С мужем они прожили, по ее словам, «52 года, не разлучаясь ни на один день», поэтому их писем друг к другу не существует. Правда, их брак был необычным, некоторые биографы предполагают, что они не были связаны интимными отношениями, отрицали телесную сторону любви (к слову, у каждого в знаменитом «доме Мурузи» была собственная спальня).

Союз их был скорее духовным браком. На основе православной идеи о Троице Гиппиус и Мережковский создали концепцию триединой семьи и воплотили ее в жизнь в совместном существовании с публицистом Дмитрием Философовым. Их 20-летнюю «дружбу втроем» называли «мистическим союзом троих». Однако, несмотря на кривотолки, один из современников писал: "Представить их в бытовом плане было невозможно. В них не было плотского, они прошли в жизни романтично, как полутени".

После смерти Мережковского в 1941 году Гиппиус словно окаменела, с трудом боролась с желанием покончить с собой. Говорили, что она считала Мережковского живым и даже вела с ним разговоры. Поэтесса посвятила свои последние годы работе над биографией мужа, но после того как у нее отнялась правая рука, книга осталась незаконченной.

Самым последним другом в ее жизни была дикая и злая кошка. Умирая, Гиппиус лежала с ней в обнимку, смотрела только на нее и никого не хотела видеть.

Зинаида умерла 9 сентября 1945 года, в возрасте 76 лет. Ненавидевшие Гиппиус не верили в ее смерть и приходили лично убедиться в том, что ее больше нет, постучать по гробу поэтессы палками. Но для многих ее смерть была олицетворением конца целой эпохи…

Гиппиус и Мережковский похоронены в Париже в одной могиле.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники