Библия второе послание иоанна богослова. Второе Послание Иоанна Богослова. Послания Апостола Иоанна

1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
Обращение апостола Иоанна к некой «госпоже» и детям её наводит некоторых исследователей Библии на мысль, что так он обратился к самой Церкви, в которую писал второе своё письмо (под словом "госпожа" Павел мог обращаться к собранию, например, в целях конспирации во время гонений)
Однако в текстах 4,5 и 13, например, слова Иоанна говорят о том, что он обращался к весьма конкретной сестре, причём - наставницей в слове истины Божией для своего собрания: прошу тебя… , детей твоих… , приветствуют тебя… . (независимо от того, буквальными были её дети или духовными)

Поэтому, судя по словам обращения, Павел, скорее, всё же пишет духовной сестре и тем её детям, кого она наставляет в истине Божьей, и кто воспринимается апостолом Павлом как члены христианского собрания.

2- 4 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

Иоанн умел радоваться и было - чему:тому, что члены этого собрания (все дети "госпожи") ходят в истине Божьей. То есть, исполняют служение Богу в том виде, в котором заповедал Христос: с проповедью, собраниями, наставлениями, праведными делами и т.д, что характеризует праведный образ жизни христианина.
А для христианина нет большей радости, чем знать о том, что слово, посеянное в свое время в благодарные и отзывчивые сердца - дало такие прекрасные плоды.

Ещё интересный момент: в этих словах апостола Иоанна содержится информация для всех «искателей» истины, кто считает, что на самом деле - истину нельзя ни найти, ни узнать в веке этом, ибо у каждого - своя истина, своё вИдение и понимание Библии. Однако апостол уверен, что очень даже МОЖНО найти истину Божью, иначе он не написал бы этих слов :
ради истины , которая пребывает в нас и будет с нами вовек .
Иоанн и его сподвижники знали и вмещали Божью истину в том количестве и в том содержании, сколько надо было им на тот момент для принятия Христа - посланником с небес и подражания ему в пути к Богу. Так же обстоит дело и сегодня: есть и в современном мире «Иоанны» , могущие преподать истину Божью - ищущим её.

5,6 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

И, тем не менее, Иоанн обращает внимание на то, чтобы в собрании "госпожи" больше внимания уделили любви Христовой в отношении друг ко другу, что, собственно, совсем не ново для диакониссы, но, видимо, были с этим какие-то трудности в её собрании, как, впрочем, и по сей день многие христианские собрания переживают трудности по этой части, и иногда - потому, что просто не знают, что же из себя представляет любовь Христова.

Баркли, например, очень хорошо разъяснил, что означает любовь Христова - Агапе, которую нужно развивать всем соверующим в отношении друг друга:

1. Христианская истина учит нас, как надо любить. Агапе - так называется христианская любовь. Агапе - это не страсть, с ее приливами и отливами, трепетом и пламенем, и не беззаботная и всему потворствующая сентиментальность; ее не просто обрести и непросто поддерживать. Агапе - это несокрушимая доброжелательность; это такое отношение к людям, которое никогда не перестает гореть и всегда, что бы ему ни сделали, стремится к высшему благу человека. Есть любовь, которая жаждет обладать; есть любовь, которая размягчает и расслабляет человека, которая может побудить человека уйти с поля битвы или закрыть ему глаза на ошибки и поведение, ведущее к гибели. А христианская любовь ищет высшего блага для других и готова вытерпеть для этого все трудности, все проблемы. Важно отметить, что Иоанн с чувством любви пишет свои предостережения.

2. Христианская истина учит нас, почему надо любить. Это изложено в Первом послании Иоанна. Иоанн говорит о мучительной, жертвенной, бесконечно великодушной любви Божией, а потом добавляет: "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (1 Иоан. 4,11). Христианин должен любить, потому что его любит Бог. Христианин не может принять любовь Божию если в нем самом нет любви к людям, которых любит Бог. Потому что Бог любит нас, мы должны любить других той же великодушной и самопожертвенной любовью.

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист.
Здесь Иоанн поясняет, чем он озадачен и встревожен: в собрания христиан начали внедряться по сути не христиане - те, кто не проповедовал приход Христа, посланного Богом во плоти для искупления. И с такими нужно было бороться.
Любовь друг ко другу и сплочённость собраний позволила бы легче справиться с такими обольстителями, чем если бы в собрании - все были разобщены и не нуждались друг в друге.
Как известно, по одиночке дьяволу легче выловить и слопать христиан, обольщением - в том числе. Любовь же друг ко другу и к истине Божьей помогает совместными усилиями противостоять любым нападкам дьявола.

Сегодня положение вещей в христианских собраниях и в мире - ещё более усложнилось, ибо много и других обольстителей пришло: вроде бы принимающих Христа и исповедующих его, но в каком-то своём оригинальном варианте, будто Иисус Христос - это сам Бог, Творец всего сущего, изволил посетить во плоти землю самолично, разделившись при этом на три части, одна из которых - превратилась в телесного Иисуса Христа.
А потому сегодня христиане должны быть ещё более внимательны к слову Божьему, чтобы не увлечься таким великим разнообразием учений о Боге и Христе Его.

8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
Иоанн говорит о том, что в связи с этим есть опасность потерять то благоволение Бога, которое было получено при начале христианского пути и в конечном итоге не получить обещанного Богом:
Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, - то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал - Иез.33:13
Конец дела - лучше начала его, как и конец христианского пути - лучше начала его, ибо не успешно начавший путь - спасётся, а лишь - претерпевший до конца достигнет обетований Божьих.

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; Почему? возникает вопрос. Потому, что в отсутствии Божьей любви к истине (в условиях неимения Бога) - легко увлечься другими учениями, в частности теми, которые отвергают Христа, пришедшего во плоти как сына Иеговы.
пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына .
Пребывающий - это тот, кто живет по заповедям Бога и Христа Его. Знать и рассказывать другим о Боге и Христе Его - не достаточно для того, чтобы иметь Бога - Отцом себе, а сына Его Христа - братом себе.

10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
Потому апостол Иоанн не советует принимать в домах своих как дорогих и желанных гостей - тех «христиан», кто отвергает Христа, посланного на Землю Отцом его, Богом Всевышним (видимо, до этого - отвергающих Христа принимали в дома и не очень-то интересовались содержанием учений).
И не только не принимать – не приветствовать даже таких, ибо приветствовать их – означает выражать свою радость при встрече.
Так же, как не может прийти в голову радоваться встрече с известным убийцей или вором, к примеру, - так же (по идее) не должно приходить в голову христианам радоваться встрече с теми, кто отвергает Христа, пришедшего с небес и явившегося во плоти для искупления человечества от смерти -по замыслу Бога, Отца Христа.

11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
Казалось бы, ну что плохого в том, чтобы просто общаться с «новыми» верующими, отвергающими необходимость принятия Христа? Иоанн видит в этом участие истинных христиан в злых делах тех, с кем они выбирают общаться.
Если мы приглашаем в гости вора или убийцу, зная об их делах - этим мы показываем, что совсем не против их дел. Если бы христиане приглашали в свои дома Именея и Филлита - это также означало бы, что они участвуют в злых делах этих отступников от истины Божьей.
О том, что их дела презренны – скажет им наше отношение к их делам . Иначе они не смогут даже понять, что с их делами что-то не так, если все одобряют их, приветствуют их и приглашают к себе в гости с большим желанием и интересом.
В христианских собраниях не может быть и речи о толерантности по отношению к тем, кто приносит другое, чуждое учение, не Христово, а своё личное.

Однако слова апостола совсем не означают не здороваться с теми, кто ещё не познал путь истины, и не пускать в дом неверующих. Речь здесь идет исключительно о лжеучителях, «разносящих» по домам другие учения или извращающие учение Христово.

12,13 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Все -таки перо, чернила, бумага, телефон и даже интернет в настоящее время - не заменят живого христианского общения. Так что встречаться братьям и сёстрам в собраниях - необходимо, чтобы радость была полной.

(у Евсевия, Ц. Ист VÏ25), блаж. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. IIÏ25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. IIÏ39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских (). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу – «избранной госпоже и детям ее» (), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну.

Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнского, ученика самого Ап. Иоанна, приводит слова (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. IIÏ16, 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. И. VIÏ25) и Ориген (у Евсев. Ц. И. VÏ25) признают 2 Иоанна писанием св. Апостола Иоанна.

К тому склоняются и сами Евсевий (Demonstr. Evang. IIÏ5. Ц. Ист. IÏ23) и блаж. Иероним (epist. ad. Euagr. 80). И хотя сирский перевод Пешито не имеет этого послания однако св. Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Самый дух и характера послания и заметное, несмотря на его краткость, сходство содержания и языка с первым посланием тоже должны убеждать читателя послания в принадлежности его великому Апостолу любви. Включение же его в конце IV века Церковью в канон священных книг (на соборах: Лаодикийском 364 г. прав. 60 и Карфагенском 397 г. прав. 47) устраняет всякие сомнения в написания послания св. Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом.

Кто была εκλεκτή κυρία , «избранная госпожа» , к которой с ее детьми первоначально было направлено 2-е послание Иоанна, достоверных сведений о том не имеется. Если одни (напр., св. Афанасий Великий) считали имя Кириа собственным именем какой-л. малоазийской диакониссы, другие – греческим именем Марфы, сестры Лазаря (сербское Марта по значению равно греч. Κυρία ), иные же (вслед за Климентом Александрийским) считали таким собственным именем εκλεκτή и считали эту христианку вавилонянкою, тожественною будто бы с упомянутою в , то все это – чистые предположения. Необходимо поэтому видеть в Кириа нарицательное имя христианки, обращенной ко Христу св. Апостолом Иоанном и наставляемой им через это послание. Не представляется возможным принять мнение Климента Апекс. и блаж. Иеронима, разумеющих под «избранной Госпожой» Церковь – как у Ап. Петра (). Такой аллегоризм в адресе послания едва ли допустим. Соборный характер послания не уничтожается частным назначением его: сходство содержания и языка второго послания с первым посланием обозначает характер соборности и за вторым посланием, каковой характер и признан за ним всею . По времени написания второе послание должно быть отнесено, как и первое послание, к старческому периоду жизни св. Иоанна Богослова. Место написания – город Ефес.

Глава I

Написание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1–3). Выражение радости и преподание заповеди к любви и благочестию (4–6). Предостережений от лжеучителей (7–11). Известия и приветствия (12–13).

. Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

Собственное свое имя – Иоанн – Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе (); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, о πρεσβύτερος , – несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцам в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филимону, написанном под конец его жизни, называл себя "старцем" (), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле – именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною – в значении высоты христианского призвания людей в Христову (ср. ; Рим 8и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, – по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» (Гал IIÏ28).

Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины (), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи» , ради вечно пребывающей в христианах истины» (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины (). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, – благодать (καρις ) – совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. ; ); милость (έλες ) – сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. ); мир (ειρήνη ) – успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. ). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (τοΰ υιοΰ τοΰ Πατρός ), – «ибо один только в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» () (блаж. Феофил.).

Заключительными словами ст. 3 «в истине и любви» εν αληθεία καί αγαπη ) Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости и мира; эта цель – дух истины и любви, как постоянное начало жизни и деятельности христиан.

. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

После приветствия и преподания читателям благословения Апостол начинает свою речь выражением высокой пастырской радости по поводу того, что некоторые из детей госпожи, – быть может, незадолго пред тем виденные Апостолом, – ходят в истине, по заповеди Отца Небесного: «По истине – дело весьма радостное – найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди». "Ходящих" сказано с мыслью – указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больше приобретает навык к добру» (блаж. Феофил.). Самая заповедь Отца, возвещенная Его Сыном (), кратко и точно выражена была Апостолом в первом своем послании (), и теперь повторяется и напоминается им отнюдь не как новая, но как слышанная читателями с самого начала их христианской жизни (ст. 5–6, см. ).

. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

Особенным поводом к усиленному апостольскому увещанию госпоже и ее детям является появление в мире и в Церкви многих обольстителей и антихристов, о которых писал Апостол и в первом своем послании (). Разница, по-видимому, лишь та, что называемые в рассматриваемом месте ст. 8 лжеучители не исповедовали не только Иисуса Христа, во плоти пришедшего, но и Христа, имеющего прийти, ερχόμενον , т. е., не исповедывали ни первого, ни второго пришествия Господа, отрицали самую возможность вочеловечения Сына Божия, следовательно, отрицали самую основу христианства. Из слов: «не исповедающе Иисуса Христа грядуща», а не: пришедше (ελθόντα ), "во плоти" видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Моим, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающий второе пришествие не признает и первого. Ибо, если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти, то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. «Кто верует, что Господь приходил, тот с верою примет и обещание Его, пришедшего. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выражался возлюбленный: «грядуща», а не «пришедша», чтобы одним словом обнять отрицающих оба пришествия Господни» (блаж. Феофил.). Понятна поэтому одинаковая суровость обличения Апостолом Иоанном лжеучителей как в первом, так и во втором своем послании. В ст. 8 Апостол указывает и ту цель, с какою Он предлагает столь настойчивые предупреждения против обольщения со стороны лжеучителей; «чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (ср. , ). Устраняет этим Апостол и возможное возражение со стороны обольщенных лжеучителями. «Иной из такого рода людей, может быть, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с благочестивыми? ужели не могу получить награды за оные? Апостол впереди уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отрицает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предложит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, т. е. Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще богочестивым, когда презирает самого Учителя божественных предметов? Нет, такой человек безбожник» (блаж. Феофил.).

. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (ср. ), – и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. ). «Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю» (блаж. Феофил.).

Теперь, ст. 10–11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякого общения с лжеучителями, – разумеется, прежде всего, остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел (

Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при всем, как при Апостоле Павле его ученики и спутники.

Оба эти послания написал, как говорится в посланиях, «Старец». Второе послание Иоанна начинается словами: «Старец — избранный госпоже и детям ее». Третье послание Иоанна начинается словами: «Старец — возлюбленному Гаию». Маловероятно предположить, что старец — это официальный или церковный титул. Старейшины были должностными лицами, поставленными в общине, и их права не шли дальше этой общины, тогда как автор настоящего послания, несомненно, полагает, что у него есть право говорить, и что с его словом будут считаться и в общинах, где он не живет в настоящее время. Он говорит как человек, полномочия и власть которого распространяются на всю Церковь. В греческом тексте стоит слово пресбутерос, которое первоначально значило старейшина, не как официальный титул, а в самом прямом смысле слова. Лучше всего смысл этого слова передает как раз слово старец, которым оно и переведено в русской Библии, потому что автор послания опирается не на свое положение в Церкви, а на свой возраст и личные качества.

Мы знаем, что в Ефесе жил престарелый Иоанн, занимавший там особое положение. В то время жил один церковник по имени Папиас (70-146 гг.). У него была страсть собирать все, что можно было достать по истории в раннехристианской Церкви. Он, правда, не был крупным ученым, и историк Церкви Евсевий уволил его как «человека очень ограниченного ума», но он передал нам чрезвычайно интересную информацию. Став епископом Иераполиса, он сохранил очень близкие связи с Ефесом и поведал нам о своих способах получить информацию. Он часто употребляет слово старейшина, старец в смысле один из отцов Церкви, и упоминает особенно выдающегося старейшину по имени Иоанн. «Я без малейшего колебания изложу для вас, — пишет он, — вместе с моими примечаниями и толкованиями, все что я узнал когда-либо от старейшин и тщательно запомнил, чтобы обеспечить правдивость всего. Потому что я любил, в отличие от очень многих, не тех, кто много говорит, а тех, кто учит истине; не тех, кто рассказывает странные заповеди, а тех, кто рассказывает заповеди, данные Господом для веры, и идущие от самой истины. Если приходил кто-нибудь, ходивший со старейшинами, я расспрашивал его о словах старейшин — что говорил Андрей, или Петр, что было сказано Филиппом, или Фомой, или Иаковом, или Иоанном, или Матфеем, или другим учеником Господа; и что говорит Аристон, или старейшина (старец) Иоанн. Ибо я полагал все, что можно узнать из книг, не принесет столько пользы, как живой и сохранивший верность голос». Совершенно очевидно, что Старец Иоанн был важной фигурой в Ефесе.

Он написал эти два небольших послания, увидев, что церкви угрожают неприятности и ересь. К тому времени он был уже глубоким старцем, одним из последних живых связующих звеньев с Иисусом и Его учениками; он был епископом Ефеса и близлежащих мест.

Это послание святого старца, одного их представителей первого поколения христиан, всеми любимого и уважаемого человека милостиво и с любовью поправлявшего своих людей.

Общность авторства

Оба послания написаны, вне всякого сомнения, одной рукой. Хотя они и очень короткие, у них много общего. Второе послание Иоанна начинается словами: «Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине». Третье послание Иоанна начинается словами: «Старец — возлюбленному Гаию, которого люблю по истине». Во Втором послании Иоанна дальше стоит: «Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине» (ст. 4), а в Третьем послании Иоанна: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (ст. 4). Второе послание Иоанна заканчивается словами: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (ст." 12). Третье послание Иоанна заканчивается словами: «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (ст. 13.14). Между этими посланиями существует очень большое сходство.

Кроме того, существует очень близкая связь между ситуацией, получившей отражение в этих двух посланиях, и ситуацией в Первом послании Иоанна. В 1 Иоан. 4,3 читаем: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». В 2 Иоан. 7 читаем: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист».

Совершенно очевидно, что Второе и Третье послания Иоанна близко связаны между собой, и что они оба тесно связаны с Первым посланием Иоанна. Они возникли в связи с одними и теми же обстоятельствами, в связи с теми же опасностями и с теми же людьми.

Проблема, встающая в связи со вторым посланием

В связи с этими двумя посланиями встает лишь несколько серьезных проблем. Важно решить только одну: было Второе послание адресовано одному лицу или церкви? Оно начинается словами: «Старец — избранной госпоже и детям ее». Здесь проблема встает в связи с выражением избранной госпоже. В греческом это еклекте куриа и это можно понимать тремя способами.

1. Возможно, но маловероятно, что Еклекте — имя собственное, а куриа обычное любящее обращение. Куриос — мужской род — имеет много значений. Обычно оно имеет значение господин, в том числе в обращении; оно может значить хозяин рабов и владелец имущества (имения); на более высоком уровне оно имеет значение владыка (господин) и часто употребляется как титул Иисуса. В письмах слово куриос имеет особое значение. Оно, в сущности, равнозначно русскому дорогой. Так, один воин пишет домой: Курие моу патер — мой дорогой отец. В письмах обращение куриос выражает одновременно любовь и уважение. Вполне возможно, что это послание адресовано моя дорогая Еклекте. Один комментатор действительно заявлял, что Второе послание Иоанна всего лишь христианское любовное послание. Мы увидим, что это маловероятно еще по одной причине, но одно говорит решительно против этого. Второе послание Иоанна заканчивается словами: «Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной». В греческом опять же употреблено еклекте, и, если это в начале послания имя собственное, то это должно быть и здесь имя собственное, а это значит, что двух сестер звали очень необычным именем Еклекте, что уж совершенно невозможно.

2. Можно считать, что Куриа — имя собственное, потому что есть такие примеры. Тогда возьмем еклекте в его обычном новозаветном значении, и послание будет адресовано избранная Куриа. Против этого говорят три момента.

а) Маловероятно, чтобы какого-то одного человека любили все те, кто познал истину (ст. 1).

б) В ст. 4 Иоанн говорит, что он весьма обрадовался, найдя, что некоторые из детей ее ходят в истине; а значит другие не ходили в истине. А из этого следует предположить, что число их было больше, чем семья одной женщины.

в) Решающий аргумент заключается в том, что в послании Иоанн обращается к этой еклекте куриа иногда в единственном числе (ст. 4.5.13), а иногда во множественном числе (ст. 6.8.10.12). Маловероятно, чтобы так обращались к одному человеку.

3. Таким образом, остается заключить, что избранная госпожа — это церковь. Собственно, есть и другие доказательства в пользу того, что это выражение употреблялось в этом значении. Так, Первое послание Петра заканчивается словами: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне» (1 Пет. 5,13). Слова вам и церковь выделены курсивом, что, конечно, значит, что они отсутствуют в греческом тексте и были введены в переводе для передачи смысла. В греческом буквально стоит Избранная в Вавилоне, в женском роде. Лишь немногие высказывали сомнения в том, что эта фраза значит церковь, которая находится в Вавилоне, и именно так надо понимать эту фразу также и в послании Иоанна. Вне всякого сомнения, выражение избранная госпожа восходит к идее о Церкви, как о невесте Христовой. Мы можем быть уверены в том, что Второе послание Иоанна было написано не какому-то человеку, а церкви.

Проблема ранней церкви

Второе и Третье послания Иоанна проливают яркий свет на проблемы, которые раньше или позже должны были встать перед ранней Церковью. Попробуем реконструировать положение, в котором они были написаны. Совершенно очевидно, что старец Иоанн считает себя вправе выступать в роли наставника и советчика, предостерегать и укорять членов церкви, своих чад. Во Втором послании он одобряет тех, кто ведет себя хорошо (ст. 4) и одновременно допускает, что есть и такие, которые не ходят в истине. Далее становится ясно, что в районе церкви есть странствующие учители, некоторые из которых проповедуют опасные лжеучения. При этом Иоанн велит не принимать их в дом и не приветствовать их (ст. 7-11). Здесь Иоанн осуществляет свое неоспоримое право давать распоряжения своим церквам и пытается предупредить возникновение ситуации, которую в любой момент могут создать странствующие лжеучители.

Третье послание Иоанна было написано в несколько более сложной обстановке. Письмо написано некоему Гайю, характер и действия которого Иоанн полностью одобряет (ст. 3-5). В церковь пришли странствующие учители-соратники истины, и Гаий оказал им подлинное христианское гостеприимство (ст. 6-8). В той же церкви проживает любящий первенствовать Диотреф (ст. 9). Диотреф представлен как человек с диктаторскими замашками, не терпящий соперников. Он отказался принять странствующих учителей истины и даже хотел буквально выгнать из церкви тех, кто их принимал. Он вообще не хочет иметь дела со странствующими учителями, даже если они действительно проповедуют слово Божие (ст. 10). Далее речь идет о Димитрии; Иоанн рекомендует его как хорошего человека, которому должно оказывать радушное гостеприимство (ст. 12). Это проще всего объяснить тем, что Димитрий был руководителем группы странствующих учителей, направлявшихся в церковь, которой писал Иоанн. Диотреф, вообще откажется иметь с ними дело и постарается изгнать тех, кто примет их, и вот Иоанн пишет Гаю, чтобы убедить его принять странствующих учителей и не дать Диотрефу запугать себя; с ним Иоанн поговорит, когда придет посетить церковь (ст. 10). Послание написано именно для того, чтобы обеспечить прием этих странствующих учителей. Гай уже раньше принимал таких учителей и Иоанн убеждает его принять их и их руководителя Димитрия еще раз. Диотреф закрыл перед ними двери и бросил вызов авторитету и власти Иоанна.

Тройное пастырство

Ситуация выглядит довольно неприятной, да она такой и была; более того, она неизбежно должна была назреть. В Церкви должна была быть разрешена проблема пастырства. В ранней Церкви были три категории пастырей.

1. Особняком и выше всех стояли апостолы, ходившие с Иисусом и бывшие свидетелями Его Воскресения. Они были бесспорными руководителями Церкви. Их послания распространялись во всей Церкви; они были высшими пастырями во всех странах и общинах.

2. Кроме того были пророки. Они не были связаны с какой-либо общиной. Это были странствующие учители, шедшие туда, куда их направлял Дух Божий, и несшие людям полученную от Него весть. Они оставили дом и работу, удобства и надежность оседлого образа жизни и стали странствующими вестниками Божиими. Они тоже занимали особое место в Церкви. В книге Дидахе или «Учение двенадцати апостолов», которая является первым молитвенником Церкви, ясно видно, что пророки занимали в Церкви особое положение. В ней изложены порядок службы причастия и древнейшие молитвы. После причастия богослужение заканчивается благодарственной молитвой, которая приведена полностью, а потом в тексте стоит предложение: «Пророкам же предоставляйте благодарить, сколько они хотят» (Дидахе 10,7). Пророки не должны были подчиняться правилам и нормам, предназначенным для простых людей. Таким образом, в Церкви были две группы людей, власть которых не ограничивалась одной общиной и имевшие право входить в любую общину.

3. Наконец, были пресвитеры или старейшины. Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава рукополагали, помимо прочего, пресвитеров в каждой церкви, которую они основали (Деян. 14,23). Пресвитеры были должностными лицами оседлой общины; они работали в общине и не выходили за ее пределы. Совершенно очевидно, что они являлись несущим хребтом организации ранней Церкви; от них зависели текущая работа и устойчивость отдельной общины.

Проблема странствующих проповедников

В связи с апостолами и их положением никаких проблем не возникало; их было совсем немного и их особое положение никто никогда не оспаривал. А вот в связи со странствующими пророками проблемы возникали. Они-то и могли злоупотреблять своим положением. Они пользовались необыкновенным престижем и самые нежелательные типы могли перейти к такому образу жизни, странствуя из одного места в другое и живя в относительном комфорте за счет местных общин. Хитрый мошенник мог устроить себе удобную жизнь, как странствующий пророк. Это видели даже языческие сатирики. Греческий сатирик Лукиан в книге «Смерть Перегрина» рисует портрет человека, нашедшего простейший способ жить, не работая: бродячего шарлатана, живущего припеваючи и в роскоши, путешествующего по христианским общинам и остающегося иждивенцем там, где ему заблагорассудится. Эта опасность была и подмечена в Дидахе и изложены конкретные меры для ее преодоления. Эти нормы обширны, а они бросают такой яркий свет на жизнь раннехристианской Церкви, что их надо привести полностью.

«Если кто, придя к вам, станет учить вас всему тому, что сказано выше, того примите. Если же учитель, совратившись сам, станет учить другому, чтобы отвратить от вашего учения, того не слушайте. Если же он учит, чтобы умножить правду и познание Господа, примите его, как Самого Господа… Но он не должен оставаться долее одного дня, в случае же нужды может оставаться и на второй; если же останется три дня, то он лжепророк. Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба, чтобы дойти до следующего ночлега. Если же потребует денег, то он лжепророк. Всякого пророка, говорящего в Духе, не испытывайте и не судите; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится. Но не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а только тот, кто имеет нрав Господень, и, потому, по нраву своему будет опознан пророк и лжепророк. И никакой пророк, назначая в Духе трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк. И всякий пророк, учащий истине и не делающий того, чему учит, есть лжепророк… Если же кто скажет в Духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его, если же попросит для других, неимущих, никто да не осудит его.

Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, испытавши, вы узнаете его, ибо вы должны иметь рассудок и отличать правое от левого. Если пришедший странник, помогите ему, насколько можете; но он не должен оставаться у вас долее двух, или в случае нужды, трех дней. Если же он, будучи ремесленником, решит поселиться у вас, то пусть работает и ест. А если он не знает ремесла, по вашему разумению, сделайте так, чтобы он, как христианин, не жил праздно. Если же он не захочет так поступить, то он христопродавец. Избегайте таких» (Дидахе 11,12).

Для обозначения таких людей в Дидахе даже при думано новое слово: христопродавец, по-гречески Христемпорос.

Иоанн обоснованно предостерегал своих адресатов от того, что к ним могут прийти лжепророки, требуя гостеприимства, и говорил, чтобы они ни в коем случае никого не принимали. В ранней Церкви такие странствующие пророки, несомненно, стали настоящей проблемой. Иные из них были еретическими учителями, даже если они сами были искренне убеждены в своем учении. Другие были явные мошенники, нашедшие простой способ удобной жизни. Вот что стоит за Вторым посланием Иоанна.

Конфликт между пастырями

Ситуация, стоящая за Третьим посланием Иоанна, в некоторых аспектах даже серьезнее, чем та, которая стоит за Вторым посланием Иоанна. Во-первых, это трудности, связанные с фигурой Диотрефа. Он не желает иметь ничего общего со странствующими учителями и готов изгнать каждого, кто осмелится принять их; он даже не согласен признать авторитет Иоанна, а Иоанн видит в нем диктатора. Но за этим скрывается много больше того, что лежит на поверхности; это не буря в стакане воды, а непреодолимая пропасть между местными и странствующими пастырями.

Совершенно очевидно, что вся структура сформировавшейся Церкви опирается на сильных местных пасторов. Другими словами, само ее существование зависит от наличия сильных и авторитетных местных пресвитеров. Со временем оседлые пресвитеры и священники должны были работать под контролем находящегося где-то далеко руководителя, как старец Иоанн, и терпеть часто возмутительное и неприятное вмешательство странствующих пророков и проповедников. Вполне могло быть так, что эти странники, какими бы благими намерениями они не руководствовались, приносили больше вреда, чем пользы.

Вот именно с этими проблемами и связано Третье послание Иоанна.

Апостол пишет это послание как старец (пресвитер) избранной госпоже и детям ее. Повод к посланию был следующий. Апостол видел, что дети госпожи той хорошо живут по вере, а между тем многие обманщики обходят и говорят, что пришествия Христова во плоти нет. Посему апостол пишет настоящее послание. В нем он, во-первых, хвалит детей госпожи той за то, что они хорошо ведут себя; потом учит, что таинство нашей веры не ново; снова убеждает к любви и к тому, чтобы они пребывали в преподанном им учении; наконец, учит, что кто говорит, будто Христос не пришел во плоти, тот антихрист, и заповедует, чтобы никто не принимал таких людей в дом и не говорил им приветствий, и затем оканчивает послание.

. Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

. ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

Некоторые думали, что настоящее послание, как и следующее за ним, принадлежит не Иоанну-возлюбленному ученику Господа, но другому лицу, ему соименному; потому что в том и другом послании писатель называет сам себя пресвитером, и одно послание пишет к одной женщине, а другое – к Гаию, снова к одному, что не подходит посланию, называемому соборным; притом начало этого послания не такое, какое в первом послании. На это мы скажем следующее. В первом послании он не сделал такого начала, какое здесь, потому, что писал его не к определенному лицу или к церкви известного места (как сделал апостол Петр, определенно означив, что он пишет к иудеям, находящимся в рассеянии, и прежде него апостол Иаков), но обращался с речью ко всем вообще верным, собранным ли или находящимся в рассеянии, и потому опустил это начало. Здесь называет себя пресвитером, а не апостолом, ни рабом Иисуса Христа, как прочие апостолы. Не называет себя апостолом, быть может, потому, что он не первый проповедовал Евангелие в Азии, но после Павла, и не проходом, как тот, но постоянно оставаясь там. Не назвал себя рабом Иисуса Христа, потому что при сильной своей любви надеялся быть вне страха рабства. Пресвитером же (старцем) только он соизволил назвать себя или потому, что писал эти послания уже в старости или потому, что именем пресвитера обозначил свое епископство, так как в то время имя пресвитера обыкновенно употреблялось и о епископах. Пишет к верной женщине, и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия «ни мужеский пол, ни женский» (). Пишет к одному Гаию, по примеру апостола Павла, который пишет к Титу, к Тимофею и к частному лицу – Филимону. Это о начале послания.

Подлинность этих посланий обнаруживается из образа выражения и прочего строя речи. Ибо и здесь писатель часто повторяет свою речь, говоря одно и то же об одном и том же, при малом к тому поводе, чтоб утвердить речь. О двух предметах просит апостол избранную ту: о том, чтобы она ходила в любви, и о том, чтобы отвращалась еретиков. Называет ее избранной (έκλεκτη ) или по имени, или по любви к добродетели. Говорит, что любит ее по истине, и не только ее, но и всех единонравных ей, имеющих истину, утвержденную в самих себе. Говорит, что любит по истине, ибо можно любить притворно, одними устами, как сам он в первом послании () обличил некоторых верующих, но лицемерных. Сказав: «которая пребывает в нас» , прибавил: «и будет с нами вовек» . К этому опять присовокупил, что будет с нами благодать и милость, показывая, какие блага произрастают от совершенной любви.

. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

К словам: «от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа» , прибавил еще: «Сына Отчего» . Ибо один только в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (). В истине и любви. Этими словами придает достоверность речи и указывает признак любви, о которой говорит. "Мир" – то есть мир истинный и твердый, а не по одному только виду.

. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

Поистине дело весьма радостное – найти человека, непреткновенно идущего поприщем веры во Христа по Его заповеди. Какая же это заповедь? Та, о которой Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет заповеди Мои» (). Отцом называет здесь Христа, потому что Он есть и отец тех сыновей, которые по домостроительству даны Ему Отцом, как сказано: «вот я и дети, которых дал мне Бог" (). Примечай и здесь подлинность настоящего послания. В этом случае оно согласно со сказанным в первом послании (): знаем, что любящий Бога соблюдает «заповеди Его» . Ибо поступать по заповедям – то же, что соблюдать их. Добродетели деятельны, и бытие имеют тогда, когда совершаются. Посему, кто перестал ходить в добродетелях, тот и не хранит их. "Ходящих" сказано с мыслью указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем далее уходит вперед, тем больший приобретает навык к добру. Посему, думаю, сказано и сие: «во что желают проникнуть Ангелы» (). Ибо блага, дарованные нам вочеловечившимся Словом, столь велики, что и ангелам желательно получить хотя некоторое понятие о них. Ибо так нужно понимать «проникнуть» (παρακύψαι ). Всякий благоразумный желает того, что не прекратится, но продолжится навсегда. И как неисчерпаемое нельзя всецело обнять, то желательно по крайней мере, насколько возможно, сделаться участником в нем.

. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.

"Не как новую заповедь» . И это согласно с тем, что говорится в первом послании (). Прибавляет и требование заповеди: «чтобы мы любили друг друга» . И объясняет о любви, что сущность ее заключается в хождении по ней, и заповедь о ней есть заповедь от начала, и дана не для чего иного, как для того, чтобы вы поступали по ней.

Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

. Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти:

Постоянно говорит об одном и том же. Заповедью о любви убеждает к единению, к тому, чтобы они не переходили к обольстителям. Которые уже ходят по миру и отвергают пришествие Господа во плоти. Говоря о хождении по заповеди, данной от начала, показывает, что мнение заблудившихся еретиков ново, и убеждает верных держаться этой изначальной заповеди, а не увлекаться обманом еретиков. Ибо и Христос Своим ученикам относительно обольстителей заповедал: «многие придут под именем Моим, говоря, что это Я... не ходите вслед их» (). Итак, всем, соблюдающим заповеди, повелевает не обманываться, но почитать антихристом того, кто скажет это. В греческом тексте сказано: «не исповедающие Иисуса Христа грядущего (ἐρχόμενον , а не «пришедшего» – ἐλθόντα ) во плоти" , из чего видно, что были некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда говорит, что многие придут под именем Его, говорит не о первом Своем пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще прийти; то, очевидно, отвергающий второе пришествие отвергает и первое. Кто верует, что Господь приходил, тот с верой примет и обещание Его. А кто отвергает обещание, тому ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выразился апостол: «грядущего», а не «пришедшего», чтобы одним словом обнять отвергающих оба пришествия Господня.

Такой человек есть обольститель и антихрист .

Для большей ясности, перед этим нужно подразумевать: «кто не исповедует сего», а потом уже читать: «тот есть обольститель и антихрист» . Без этого добавления речь неполна.

. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога;

Заповедует тем, кому пишет, остерегаться людей, отвергающих оба пришествия Господня. Представляет и причину, именно то, чтобы, приставши к ним, вам не потерять того, что вы сделали, но получить полную награду. Иной из такого рода людей, быть может, скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать вместе с благочестивыми? Ужели не могу получить награды за свои дела? Апостол вперед уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отвергает пришествие Христа во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за дела, какое предлежит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, то есть Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще благочестивым, когда презирает Самого Учителя? Нет, такой человек – безбожник; равно как тот, кто тверд в учении Христовом, есть Божий и боголюбезен, и имеет в себе всю полноту Божества, то есть Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Христос учит об Отце, когда говорит: «все, что имеет Отец, есть Мое» (); во многих местах учит о Себе Самом и об Отце, что один Отец, а другой – Сын; учит о Духе, когда говорит: "Дух Святый, Который от Отца исходит» (); еще яснее, когда говорит: «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (). Если ученик Господа сказал здесь только об Отце и Сыне, а о Духе Святом умолчал, то этим нисколько не соблазняйся. Ибо здесь и следовало сказать только об этом, то есть об Отце и Сыне.

пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

Пребывает в учении Христовом, то есть в евангельском, тот, кто мыслит в соответствии с ним, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от него, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу, подобно Аврааму, который посему и услышал от Него: "Я Бог твой" (); так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. Но тогда как сей, то есть отчуждавшийся божественного учения, живет без Бога, пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» , то есть вместе с Отцом (). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим, и вселился в него. Слова иметь Бога употребляются в двояком смысле. Говорится, что и все твари имеют Бога, как апостол Павел выразился: «мы Им живем и движемся, и существуем» (). Так говорится в отношении к бытию. Опять, когда кто служит Богу добродетелями, говорится, что он имеет Бога. В этом значении и называется Богом Авраама, Исаака и вообще боголюбезных евреев. К сказанному теперь надобно приставить: кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо "видевший Сына, – как Сам Он сказал, – видел и Отца" . Он же сказал: «Я в Отце, и Отец во Мне» (). Поэтому и отсюда познается единосущие Отца и Сына. А если кто скажет: в таком случае и тот, кто принимает учеников, имеет Отца и Сына, потому что сказано: «принимающий вас принимает Меня, а... принимающий Меня, принимает Пославшего Меня» (); такой пусть знает, что он говорит худо и понимает неправильно. Ибо это сказано об учении. Кто добровольно принял апостолов и учение их, тот чрез них принял учителями и Отца и Сына. И иначе: пребывающий в учении имеет и Отца и Сына, а апостолы пребывали в учении, потому что и проповедовали его; посему принявший их, храмы Божий, чрез самое принятие их имеет пребывающего в них Сына и Отца.

Тех, кому пишет послание, апостол предостерегает, чтобы они приходящего к ним без исповедания учения Христова не только не принимали под кров свой, но и не удостаивали приветствия, потому что приветствие от нас должно быть делаемо только тем, кои единонравны и единоверны с нами. Ибо кому мы должны молить благополучия, как не единонравным и единоверным с нами? Если же будем приветствовать нечестивых, что прилично только в отношении к единонравным и единоверным; то этим показываем, что мы в общении с ними, и что они уже увлекли нас в свое нечестие. Причиной, почему настоящее и следующее за ним послание изложены кратко, апостол поставляет то, что надеется прийти сам и при личном свидании восполнить недостающее.

. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Некоторые на основании этих слов думают утверждать, что послание сие писано не к женщине, а к Церкви. С тем, кто так думает, я нисколько не спорю.

Конец второго послания ап. Иоанна.

И всей Библии. Второе послание в сжатой форме повторяет смысл Первого Послания Иоанна. Оно несет в себе предостережение всем верующим остерегаться лжеучителей и их пагубных идей.

Второе Послание Иоанна – читать слушать.

1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,

2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.

8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Толкование на Второе Послание Иоанна Богослова

Стихи 1– 3. Здесь автор обращается к некой «избранной госпоже и детям ее». Послание начинается как любое письмо того времени, автор представляет себя и того, кому адресует свои строки. Автор называет себя старцем. Следует сказать, что в Евангелии и в Первом послании автор никак себя не называет, а вот во Втором и Третьем Посланиях именует себя старцем. Исследователи считает, что называет он себя так по причине написания текста в очень преклонном возрасте. Кто же такая «избранная госпожа»? Здесь однозначного ответа нет. Мнения исследователей разделились между версией о том, что имеется в виду некая реальная женщина, и о том, что автор аллегорично обращается к Церкви. В первом стихе автор объявляет, что речь в Послании пойдет о категориях ЛЮБВИ и ИСТИНЫ.

Стихи 4– 6. Здесь автор описывает свою великую радость от того, что некоторые из детей «госпожи» живут по законам праведности и истины. Снова не совсем понятно, имеет ли автор в виду конкретных детей определенной женщины, либо говорит о категории христиан. Радость автора становится отправной точкой его послания о том, что следует жить в любви. Любовь в понимании автора – поступать согласно Заповедям.

Стихи 7 – 8 . В этих стихах, как и во всем Первом Послании Иоанна звучит предостережение против лжеучительства и лжеучителей.

Вопросы авторства послания.

В отличие от Первого Послания Иоанна, в авторстве которого официальная церковь никогда не сомневалась и всегда приписывала его Иоанну Богослову, Второе Послание всегда вызывало большое количество вопросов. В разное время авторство данного текста приписывалось то пресвитеру Ефесскому Иоанну, то Апостолу Марку. Каноничность данного послания также долгое время оставалось под вопросом. Второе Послание не упоминалось вплоть до III века. Наряду с теми, кто сомневался в подлинности данного послания и в принадлежности его перу Иоанна Богослова, были и те, кто всегда подчеркивал авторитет этого текста – среди них Ириней Лионский, Климент Александрийский и Дионисий Александрийский.

Дух и стиль повествования говорит в пользу принадлежности его автору Евангелия от Иоанна и Первого Соборного Послания Иоанна, будь он Иоанном Богословом, или кем-либо другим (на чем настаивает ряд современных исследователей.)

Второе Послание Иоанна Богослова было включено в Библейский Канон в конце IV века. Включение в канон автоматически означало, что официальная Церковь признала автором книги Иоанна Богослова.

Время написания – конец I века н.э.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники