Таможенная статистика внешней торговли российской федерации. Таможенная статистика внешнеэкономической деятельности Что такое таможенная статистика
АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Экономический факультет
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТАМОЖНЕ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: « Таможенная статистика »
Выполнила студентка 6 курса заочной формы обучения по специальности - «Экономика и управление на предприятии (таможне)»
Руководитель:
г. Старый Оскол
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ведение таможенной статистики
1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….4-5
1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….6-7
1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей………8-11
1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли……………12
1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики……………………………………………………………………..……13
Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли
2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров…………14-23
2.2. Особенности количественного учета товаров………………………….……24
2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры..25-28
Заключение…………………………………………………………………..….29-30
Список использованной литературы…………………………………………… 31
Приложения...………………………………………............................................. .32
Введение
В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная статистика является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. В соответствии с п. 11 ст. 10 и ст.ст. 212-215 ТК РФ таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.
О довольно высоком уровне организации статистических работ в области внешнеэкономических связей по сравнению с другими отраслями статистики свидетельствует тот факт, что в настоящее время в большинстве стран мира налажен регулярный выпуск официальных статистических справочников по внешней торговле различной периодизации (месячной, квартальной, годовой).
Эти справочники издаются, как правило, государственными учреждениями (что в целом повышает доверие к публикуемым данным) и содержат достаточно широкий круг показателей, позволяющих судить о развитии внешнеэкономических связей и географической структуре и т. п.. Эти публикации очень разнообразны, но несут в себе, по сути, довольно сходную информацию, которая представлена в разных публикациях в той форме, которая соответствует данному государству. Статистические издания позволяют нам оценить внешнеэкономические связи стран, их географическую структуру и вовлечённость в мировую торговлю. И ещё много другого мы узнаем из статистических справочников и публикаций.
Глава 1. Ведение таможенной статистики
Таможенная статистика
Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.
Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».
В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.
Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны. В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.
Учет экспортных и импортных товаров в натуральном выражении предполагает измерение товаров весом брутто и нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится товар и которая вместе с ним поступает к потребителю, входит в вес нетто. Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.
Таможенная статистика ведет учет экспортных и импортных товаров и в стоимостном выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все товары, пересекающие таможенную границу страны (за исключением транзитных товаров).
1.2. Специальная таможенная статистика
В соответствии с положениями комментируемой статьи целью специальной статистики является "обеспечение решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации". К таковым, например, относится правоохранительная деятельность таможенных органов.
Основными задачами статистики правонарушений являются профилактика, учет и анализ нарушений таможенных правил и преступлений в таможенной сфере. Статистика правонарушений ведет учет фактов контрабанды и нарушений таможенных правил. Для этого используется автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил", охватывающая следующие таможенные системы: таможни, региональные таможенные управления, ГТК (Управление по борьбе с контрабандой и ГНИВЦ). Она обеспечивает автоматизированный ввод, хранение и обработку информации, а также ее передачу, прием и актуализацию при движении информации между различными уровнями таможенной системы.
Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил" создана с целью унификации формирования и ведения специальной таможенной статистики путем разработки формализованных карт регистрации таможенных правонарушений. Иными целями являются обеспечение таможен программными средствами хранения и обработки информации по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, обеспечение центральных и региональных таможенных органов оперативной и достоверной информацией о состоянии борьбы с таможенными правонарушениями, а также внедрение современной технологии сбора, передачи, хранения и обработки информации правоохранительного характера.
Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил"состоит из двух частей: автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил в неторговом обороте" и автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и на Отделы по борьбе с контрабандой таможенных управлений формируют региональные базы данных таможенных правонарушений, на их основе готовят региональную отчетность.
Информационным базисом системы "Учет нарушений таможенных правил" являются данные, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил. По представлении протокола в отдел организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни сотрудник, ответственный за делопроизводство, определяет, к какому (торговому или неторговому) обороту относится правонарушение. В зависимости от этого принимается решение о регистрации первичных данных о правонарушении в одной из двух подсистем автоматизированного учета нарушениями таможенных правил в торговом обороте".
Таможенная статистика ВЭД России - это основной аналитический инструмент, дающий полную информацию по статистике импорта-экспорта, включая объем импорта-экспорта и все остальные показатели, позволяющие выполнить анализ импортно-экспортных операций с высокой степенью достоверности. Объективная картина ситуации на рынке и довольно точные данные о конкурентах - главные причины, из за которых таможенная статистика довольно успешно используется маркетологами.
Таможенные представители ведут сбор и обработку данных по внешней торговле товарами в соответствии с методами комиссии таможенного союза и образующих таможенную статистику. Таможенная статистика содержит данные не представляющие государственную, коммерческую либо иную тайную информацию и является ценным источником получения данных по состоянию и развитию рынков товаров, а так же основным поставщикам.
При выполнении кабинетных маркетинговых исследований информация должна браться только из достоверных статистических источников. Таможенная база данных ВЭД России является одним из таких надежных источников, имеющихся в нашем распоряжении.
Таможенная статистика ВЭД представляет собой:
базу данных грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных при импорте-экспорте товаров. База содержит в себе статистическую информацию о всем спектре товарных позиций и дает возможность наблюдать не только за объемом импорта-экспорта, но и отслеживать динамику процессов, происходящих на рынке внешней торговли. Таможенная статистика представлена всеми товарными позициями в соответствии с классификатором ТН ВЭД и позволяет безошибочно определять динамику изменений развития большинства товарных рынков. Подробно анализируя таможенную статистику, можно получить много полезной информации для принятия решения о возможности ведения успешного бизнеса в низкоконкурентной нише как в РФ, так и за рубежом.
Цели таможенной статистики:
Таможенная статистика импорта-экспорта дает возможность судить об общем состоянии внешней торговли РФ, об объемах импорта-экспорта конкретных товаров, их динамике поставок, колебаниях цен и основных транспортных потоках. Также, таможенная статистика позволяет проследить тренды рынка по отдельным товарам или компаниям за длительный период времени, начиная с конца 90-х годов. Влияние сезонного фактора на объемы экспорта и импорта. Кроме того, статистика импорта-экспорта обогащает дополнительными сведениями по цене товаров при импорте-экспорте и позволяет подробно проанализировать деятельность конкурентов. На основе таможенной статистики можно так же наиболее конкурентоспособные регионы экспорта - импорта продукции и их показатели.
Наша таможенная статистика импорта-экспорта содержит информацию о таможенных постах при пересечении границы, странах - импортерах-экспортерах, дате оформления товара, условиях поставки, таможенной стоимости товаров при экспорте-импорте и т.д. Анализ экспорта и импорта большого ассортимента товаров позволяет выбрать для анализа перспективности бизнеса самые конкурентоспособные товары, а также статистика импорта (экспорта) позволяет выбрать наиболее перспективных деловых партнеров.
Обновляется таможенная статистика ежемесячно.
В каких случаях необходима таможенная статистика:
- при планировании расширения существующего предприятия, увеличение присутствия компании на внутренних и внешних рынках;
- осуществление какую-либо деятельность, связанной с таможенными услугами (грузоперевозки, консалтинг и пр.);
- создание нового бизнеса, связанного с производством продукции и ее экспортом или импортом;
- разработка и планирование маркетинговых стратегий выхода на новые рынки;
- практическое подкрепление теорий практической передовой аналитикой;
- анализировании информации по внешнеэкономической деятельности.
Актуальные исследования по анализу импорта, экспорта
Мы также выполняем комплексные маркетинговые исследования рынков. Ниже Вы можете видеть новые работы:
Информационные технологии в таможенном деле
1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле
Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 - 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государства, возросшую роль информации в деятельности всех органов государственной власти, в том числе таможенных.
Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использование информационных систем, информационных технологий и средств их
обеспечения.
Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомочия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов, определяет требования к документированию такой информации.
Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и контроль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.
1. Понятие, цели и виды таможенной статистики -внешней торговли
Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.
Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26-28) и иными нормативно-правовыми актами.
Целями таможенной статистики являются:
Обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;
Контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;
Анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.
Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.
Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая, направленность экспорта и импорта.
Федеральная таможенная служба определяет объекты статистического наблюдения и учета стран - торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней торговли.
Наиболее полно количественный учет отражает объемы международного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме квартальных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.
Специальная таможенная статистика - это совокупность данных, характеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следующие объекты изучения:
Статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;
Статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета;
Статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступления и суммам валютной выручки;
Статистика конфискатов, характеризующая количество случаев нарушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;
Статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;
Статистика международных перевозок, отражающая учет транспортных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;
Статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.
Как правило, данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами при подготовке справочно-аналитических материалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информационно-аналитических материалов для информирования о деятельности таможенных органов федеральных, а в необходимых случаях - местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информации.
2. Страны происхождения товара
Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо государства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Аналогичная ситуация характерна и для России.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый товару в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свойства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским Законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.
В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:
Полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
Продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
Животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
Продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
Продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из вышеперечисленной продукции;
Продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
Отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
Продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
Товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышеперечисленной продукции.
В отношении определения критериев переработки действуют следующие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).
Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов - ТН ВЭД при определении степени переработки товара.
Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии достаточной переработки:
Выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, произведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.
К ним относятся:
Операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения
или транспортировки;
Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
Простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
Смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Установлены некоторые особенности определения страны происхождения товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.
Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.
Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию России, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.
По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.
Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется, если:
Ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;
Общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;
Товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.
На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические операции по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физические лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большинстве своем избавлены от этого.
Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД
ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Он представляет собой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возможных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие группы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В зависимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходимые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (вывозимых) товаров.
Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной статистики внешней торговли России.
3. Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодексом (ст. 39 - 44).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - .это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли.
От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисление и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваиваются специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и последующей обработки.
Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:
Обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы;
Приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;
Разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;
Осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.
Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли представляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации».
.Участие Российской Федерации
История таможенной статистики
Таможенная статистика внешней торговли России имеет довольно долгий путь становления. Однозначно определить дату ее зарождения невозможно, однако в 1693-1694 гг. были созданы первые таможенные книги, которые дают полную и развернутую картину внешней и внутренней торговли в конце XVII в.
Современная таможенная статистика входит в состав таможенного дела в Российской Федерации (РФ), изучает и анализирует количественную сторону явлений и процессов, которые происходят во внешней торговле.
Одними из главных направлений таможенной статистики являются: оперативный учет таможенных платежей, борьба с контрабандой, валютный контроль, неторговый оборот и отслеживание нарушений в области таможенных правил.
Замечание 1
Таможенная статистика ВЭД является важной составляющей общей статистики России.
Задачи и цели таможенной статистики
Замечание 2
Основная задача таможенной статистики заключается в предоставлении информации о том, как развивается внешнеэкономическая деятельность страны. Объектами ее учета выступают товары и услуги, которые составляют экспорт и импорт страны.
В состав статистики внешнеэкономических связей входят:
- таможенная статистика,
- статистика услуг.
В свою очередь таможенная статистика делится на:
- таможенную статистику внешнеэкономических связей,
- специальную таможенную статистику.
Предметом изучения таможенной статистики является статистика внешней торговли, внешнеторговый оборот в стране, количественное соотношение экспорта и импорта в стране в стоимостном выражении, в том числе изучение географии экспорта и импорта. Другими словами, таможенная статистика изучает страны экспорта и импорта, в том числе возможно потенциальные страны. Изучение экономической составляющей других стран, позволяет помочь в определении потенциальной возможности дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.
На основании таможенной статистики выявляются страны, связи с которыми неблагоприятно сказываются на экономическом состоянии страны. Поэтому в дальнейшем на основании анализа таможенной статистики происходит разрыв таких связей или введение санкций.
Органы таможенного контроля собирают и обрабатывают сведения о перемещаемом через таможенную границу товаре, и осуществляют публикацию данных таможенной статистики для обеспечения высших органов власти необходимой информацией о состоянии внешней торговли России ее торгового и платежного баланса.
Для таможенной статистики характерны свои цели, соответствующие поставленным задачам. Целями таможенной статистики являются:
- контроль поступлений в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов,
- обеспечение высших органов власти и иных государственных органов необходимой статистической информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации,
- формирование отчета и анализ состояния Российской Федерации ее платежных балансов и экономики в целом.
Анализу в таможенной статистике подвергаются объекты наблюдения. Под объектами наблюдения в таможенной статистике понимают экспортные и импортные товары, которые импортер или экспортер указывает в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, используемой при декларировании товара в тот или иной таможенный режим.
Основная деятельность таможенной статистики - это анализ поступающих данных от таможенных органов. Помимо основной деятельности в сферу таможенной статистики входит второстепенная деятельность. Специалисты таможенной статистики ведут учет следующих данных:
- информации о ввозимом и вывозимом немонетарном золоте, серебре и прочих драгоценных металлов, которые не выступаю платежным средством,
- информации о ввозе и вывозе ценных бумаг, банкнот, которые не находятся в обращении,
- учет товаров, которые предоставляются в фонды технической поддержки ООН или в безвозмездном виде в качестве даров или иной помощи,
- учет проданного и закупленного бункерного топлива, и прочих продовольственных материалов для отечественных судов, самолётов и грузового транспорта,
- учет товара, который арендуют на срок более одного года с полной стоимостью, если расчет идет по полной стоимости в момент ввоза или вывоза товара.
Объекты для наблюдения определяет Государственный таможенный комитет. Под объекты таможенной статистики попадают товары, подлежащие статистическому наблюдению и учету. Помимо этого, данный комитет определяет порядок и методы учета стран-партнёров, с которыми происходит взаимодействие по вопросам импорта и экспорта. Специалисты комитета определяют порог в статистическом наблюдении и прописывают перечень обязательных показателей, которые учитываются в таможенной статистике.
Методы учета таможенной статистики
Самый точный метод в таможенной статистике – это количественный метод, который наиболее полно отражает объемы международного товарооборота. Количественный учет ведут по весу нетто.
Определение 1
Вес нетто – это чистый вес товара, который учитывается без внешних и внутренней тары.
Помимо этого, на статистическую оценку влияет стоимостная оценка. Статистические наблюдения производят на основе ввозимого и вывозимого товара с территории государства, анализу подвергается таможенная декларация, в которой указывается подробная информация о товаре.
Уникальность сбора статистических данных заключается в том, что при заполнении декларации используют цифровые коды, которые позволяют автоматизировать учет данных. Учет товаров происходит по стране, из которой он был доставлен. Если в процессе экспорта или импорта страну не удалось выяснить страну, то экспорт отражают по стране продажи, импорт по стране покупки соответственно.
Определение 2
Под страной продажи или покупки понимают территорию, где фактически находится организация или фирма, осуществившая продажу или покупку товара, вне зависимости от ее национальной принадлежности.
Таможенная статистика очень важная составляющая для любой страны. Корректная работа данного государственного органа позволяет в дальнейшем проанализировать внешнеэкономическую деятельность страны.