Распад ссср: причины и последствия. Распад ссср. образование содружества независимых государств

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

1. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

2. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

» Казахстан на пути к независимости. »

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

3. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств. Про цесс создания Союза Беларуси и России.

Радикальные изменения в общественно-политической жизни, начавшиеся во второй половине 80-х годов сразу же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром.

Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. С целью сдерживания центробежных тенденций в апреле 1990 г. был принят закон «О распределении полномо­ чий между Союзом ССР и субъектами федерации». Республикам предос­ тавлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом эко­номическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государст­вами, принимать участие в работе международных организаций при со­хранении определенной степени контроля со стороны союзного центра, т. е. есть этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик.

Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 г. государственный суверенитет провозгласили Россий­ская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Бе­ларуси было положено 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов.

В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 г. в Москве группа высших государст­венных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были легко нейтрализованы сторонниками нового курса. В связи с этими событиями деятельность КПСС во всех союзных республиках была приостановлена. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране. Президент СССР М. Горбачев, под руководством ко торого осуществлялись первые шаги в преобразовании общества, стал выполнять по сути декоративную роль. Большинство республик отказа­лись от подписания уже подготовленного нового Союзного Договора. На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР.

В результате провала в августе 1991 г. попытки части союзного руко­ водства остановить начавшиеся процессы создались благоприятные усло­вия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказа­ лась парализованной: союзные законы и президентские указы не выпол­нялись. Фактически власть на местах уже находилась в руках союзных республик. 25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном су­веренитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР», которыми объявлялась политиче­ ская и экономическая независимость БССР. В собственность Беларуси пе­решли предприятия, организации и учреждения союзного и союзно- республиканского подчинения, размещенные на ее территории, за исклю­чением тех, руководство которыми в соответствии с законодательством Беларуси оставалось за соответствующими органами СССР. Таким обра­зом, в истории Беларуси начался новый этап - этап полной государствен­ной независимости.

19 сентября 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета было принято решение впредь Белорусскую Советскую Социалистическую

Республику называть «Республика Беларусь», а в сокращенных и соста ных названиях - «Беларусь» . В этот же день были приняты законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государстве ном гербе Республики Беларусь». Государственный флаг стал представ лять собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосам одинаковой ширины: сверху и снизу - белого цвета, посередине - красно го. Государственным гербом стала заимствованная из геральдики периода создания Великого княжества Литовского «Погоня».

Глубокий экономический кризис, социальные проблемы, беспомощность центральной власти заставляли республики продвигаться дальше п пути упрочения самостоятельности. 8 декабря 1991 г., вопреки воле абсо лютного большинства населения СССР, высказанной на мартовском ре ферендуме того же года, руководители России (Б. Ельцин), Украины ( I Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич) подписали в Вискулях (в Беловежской пуще) Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое должно было стать принципиально иным, по сравнению с Советским Союзом, объединением республик. В Соглашении также констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Содружество объявлялось открытым для присоединения других республик. 1 столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифици ровал Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств Одновременно было принято постановление о денонсации договор; 1922 г. об образовании СССР.

Руководители других союзных республик (кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии) выразили желание, чтобы их государства стали равноправными членами-учредителями СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководства 11 республик, на которой была принят. Декларация, провозглашавшая, что с образованием СНГ Советский Сою: прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горба­чев ушел в отставку. Образование СНГ в Республике Беларусь, как и I других местах, было воспринято неоднозначно. Часть населения посчита­ла этот факт неконституционным и не поддержала его.

Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов, являлось об­легчение перехода республик в качественно иное состояние. Для коорди­нации деятельности субъектов Содружества был создан высший орган -Совет руководителей государств. Решение социально-экономических во­просов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сфе­рой деятельности государств - членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество как на территории СНГ, так и на европейском и азиатских рынках; охрана окружающей сре­ды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступ­ностью.

Однако с первых же дней существования СНГ между его участниками появились разногласия. Многие страны были недовольны тем, что России, объявленной ее руководством правопреемницей СССР, достались матери­ альная база дипломатической сети бывшего Союза, большая часть имущества структур КПСС, общесоюзный золотой и алмазный фонды, денежно- финансовая система, ряд других материальных и духовных ценностей, кото­рые создавались народами всех республик. Острое противоречие возникло между Россией и Украиной по вопросу раздела Черноморского флота.

После провозглашения независимости в Беларуси стали формиро­ваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был перепод­чинен Верховному Совету, при этом ликвидировались служба политиче­ского сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Минист­ров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Бе­лорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. На­чиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу только на территории своей республики. Про­водилась работа по уточнению границ между Беларусью и Латвией, Бела­русью и Литвой и принимались меры по их охране.

В целях усиления контрольных функций государства в марте 1992 г. Верховный Совет принял закон «О Контрольной палате Республики Бела­русь». Главной ее функцией определялся контроль за исполнением зако­нов, постановлений Верховного Совета и других государственных норма­тивных актов.

Статус суверенного государства потребовал разработки новой внешне­ политической концепции. Верховный Совет и правительство приняли план всестороннего международного сотрудничества. Республика Беларусь стала руководствоваться в своей внешней политике принципами суверенного ра­ венства государств, неприменения силы и отказа от угрозы силой, нерушимо­ сти границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другими общепринятыми нормами международного пра­ ва. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством.

К июлю 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 госу­дарства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим, были заключены двусторонние договоры с суверенными государст­вами - членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с республиками Прибалтики.

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики. Из 7445820 граждан, имевших право участвовать в референдуме, в голосовании приняло участие 4830582, или 64,8 % избирателей. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенно­му Президентом Республики Беларусь на республиканский референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом курса Президента А. Лукашенко. На вопрос «Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» положительно ответило 83 % избирате­лей, принявших участие в референдуме. За поддержку предложения Пре­зидента об установлении новых Государственного флага и Государствен­ного герба Республики Беларусь проголосовало 75,1 %, за одобрение дей­ствий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Рос­сийской Федерацией, проголосовало 83,3 % избирателей. По вопросу «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного пре­кращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Бе­ларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции?» положительно проголосовало 77,7 %, принявших участие в референдуме.

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референ­дума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более ин­тенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашеню и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это стало событием к которому, как отметил А. Лукашенко, наши народы стремились все эт1 годы. Договором предусматривались согласование сторонами свое! внешней политики и выработка общих позиций по основным международным вопросам; взаимодействие в обеспечении безопасности, охран(границ и борьбе с преступностью; разработка общих принципов военной строительства с совместным использованием элементов инфраструктур обеих республик в соответствии с национальным законодательством. Д(конца 1996 г. оба государства должны были обеспечить формирован» общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов I пассажиров, а также объединенной энергосистемы общего научно технологического и информационного пространства. До конца 1997 г предусматривались синхронизация этапов, сроков и глубины экономических реформ, создание единой нормативно-правовой базы. К этому ж< сроку предполагалось унифицировать денежно-кредитную и бюджетную системы, создать условия для введения общей валюты.

Идеи глубоко интегрированного содружества, слияния экономического и духовного потенциалов, которые соответствуют коренным интересам и надеждам двух братских славянских народов, их претворение ] жизнь создает необходимые предпосылки для преодоления многих труд ностей, с которыми встретились Россия и Беларусь после распада Совет­ ского Союза. Процесс сближения двух государств последовательно осуществляется усилиями законодательных и исполнительных органов вла сти. В день памяти о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1996 г. I Бресте состоялось заседание Высшего Совета Сообщества, а 25 июня е Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания Сообществ России и Беларуси. Председателем Собрания был избран Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шарецкий. Усилия Парла­ментского Собрания были направлены на то, чтобы создать надежны? «правовой коридор» для действий исполнительных властей, хотя к этом) времени уже имелась серьезная договорно-правовая база (было подписано около ста межгосударственных и межправительственных договоров и согла­ шений, около 30 проектов документов находилось в стадии проработки).

В соответствии с курсом на дальнейшую интеграцию с Россией Пре­ зидентами А. Лукашенко и Б. Ельциным 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Проект Устава Союза, вынесенные на всенародное обсуждение в обеих республиках, получил поддержку абсолютного большинства граждан, и 23 мая состоялось его официальное подписание президентами Республики Беларусь и Российской Федерации.

25 декабря 1998 г. в Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России и ряд других договоров. Шаг за шагом создавался фундамент всесторонней интеграции. К кон цу 1999 г. были сняты таможенные барьеры, открыты границы, что обес печило свободное перемещение людей из одной страны в другую. Был создан совместный бюджет, 90% которого шло на финансирование тридцати совместных программ. Действовало 9 финансово-промышленны) групп. Хотя и медленно, но двигался процесс унификации таможенного I налогового законодательства, сближения позиций в области энергетики транспорта и связи, пенсионного обеспечения.

В то же время интеграцию серьезно сдерживал ряд причин объективной и субъективного характера. В связи с этим двухсторонняя рабочая групп; подготовила проект Договора о Союзном государстве. Над ним активно рабо тали многие депутаты Парламентского собрания, сессии которого пр Минске и Москве. Белорусская сторона предлагала более высо! интеграции, но другая оказалась не готовой к радикальным мерам.

Проект Договора был вынесен на всенародное обсуждение: 91% граж­дан Беларуси полностью поддержали его, 3,3% высказались против, а у 5,7% граждан оказалось двойственное отношение к проекту.

8 декабря 1999 г. в Георгиевском зале Московского Кремля президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Дого­ вор о создании Союзного государства. Базой для данного Договора явились достигнутые ранее соглашения о Сообществе и о Союзе Беларуси и России. Договор предусматривал формирование на основе всенародного голосования общего парламента и создание законодательной базы для более углубленного союза и явился инструментом создания единого экономического таможенно­ го, оборонного, гуманитарного и информационного пространства.

После подписания Договора предпринимались определенны попытки по его реализации. В частности, в августе 2000 г. Совет Министров Союз­ного государства обсудил более 29 вопросов углубления белорусско-российского единения. Были проанализированы работа по сближению основных социальных и макроэкономических показателей, а также усилия по введению единой денежной единицы и формированию единого эмис­сионного центра, обсуждались вопросы создания единого таможенного пространства, системы тарифного и нетарифного регулирования. Стороны рассмотрели ход реализации соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования, совместные целевые программы и проекты. В это же время был подписан важный экономический документ - согла­шение между правительствами Беларуси и России о создании унификационного налогового законодательства и проведении единой налоговой по­литики. Состоялось решение об использовании с 1 января 2008 г. единой денежной валюты Союзного государства.

30 ноября 2000 г. в Минске состоялось очередное заседание высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России. На нем превалировали проблемы экономической интеграции двух стран, по­ скольку эта задача является важнейшей. Некоторые из вопросов удалось разрешить положительно. Однако обе стороны сохранили различные мне­ния по отдельным проблемам дальнейшего строительства Союзного госу­дарства. Очевидным является то, что Беларусь не может утратить свою независимость в этом Союзе. Во всех отношениях он должен быть равно­ правным Союзом двух суверенных государств. Именно таковой является позиция Президента Республики Беларусь А. Лукашенко.

В 2001-2006 гг. шел напряженный поиск путей дальнейшего единения братских народов, велась активная пропаганда общих восточнославянских культурно-моральных традиций и ценностей, преодоление периодически возникавших трудностей. В частности, камнями преткновения остаются приватизация белорусских предприятий при участии российского капита­ла и введение единого рубля. Не способствовало дальнейшей интеграции и некорректное заявление Президента Российской Федерации В. Путина о вхождении Беларуси в состав России в качестве субъекта федерации, сделанное в 2002 г. Это заявление в Беларуси было встречено с удивлени­ем. Президент А. Лукашенко вынужден был разъяснить, что союз и ан­шлюс - это абсолютно разные вещи. Как определенный шантаж воспри­нято в Беларуси и прекращение зимой 2004 г. поставок российского газа, хотя наша страна полностью производила оплату этих поставок. Однако и при наличии подобного рода трудностей Беларусь и Россия не отдалились друг от друга. Наоборот, сотрудничество обеих стран как на общегосудар­ ственном, так и региональном уровне обеспечивало все более близкое их сближение в русле унификации законодательства и отношений в сфере эко­ номики. Товарооборот между двумя странами составил в 2003 г. 11,5 млрд дол., США. В 2004 г. он достиг рекордного уровня - более 17 млрд. дол. США.

Белорусская сторона неоднократно заявляла, что наша страна открыта для самого тесного сотрудничества с Российской Федерацией. Тем не ме­нее, на рубеже 2006-2007 годов в отношениях обоих государств вновь проявились трудности, связанные с резким повышением цен на россий­ские энергоносители, поставляемые в Беларусь. Но возникшие затруднения успешно были преодолены.

В XXI век Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согла­ сии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.

Распад СССР и образование СНГ

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как:

Координация внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

Миграционная политика;

Борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха -- территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев таков быд один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

"Парад суверенитетов". С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом -- А.В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М.С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошел вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б.Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

"Перестройка", задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эта задачи предстояло решать президенту Б.Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники