О компании. Мебельный бизнес: история превращения из грязи в князи

Анализ мебельной фабрики ООО «Мебелькомплект»

История развития предприятия

ООО «Мебелькомплект» - предприятие по изготовлению корпусной мебели, которое действует в соответствии с Законодательством Российской Федерации. В своей деятельности «Мебелькомплект» руководствуется нормативными актами Президента и Правительства РФ, уставом.

Целью создания являются оказание качественных услуг населению и организация рабочих мест. Предприятие обеспечивает работников полным социальным пакетом. История фабрики начинается в 1998 году с выпуска фасадов MDF в пленке ПВХ для корпусной мебели.

В соответствие с Уставом организации, основными видами деятельности предприятия являются:

Производство стульев и другой мебели для сидения;

Производство мебели для офисов и предприятий торговли;

Производство кухонной мебели;

Производство спальных гарнитуров;

Производство зальных стенок, тумбочек и многое другое.

На Всероссийский рынок продукция фабрики «Мебелькомплект» вышла 2004 году. Этому способствовало несколько факторов:

* высокий спрос на рынке на качественную и недорогую мебельную продукцию;

* выгодные условия сотрудничества для партнеров-продавцов нашей продукции;

* гармоничное сочетание традиций и инноваций мебельного производства;

* широкий спектр предлагаемой продукции: мебель для кухни, гостиной, спальной и прихожей комнат;

* различные стилистические решения - от неоклассики до постмодерна;

*использование высококачественных материалов, комплектующих и фурнитуры, обеспечивающих удобство и долговечность выпускаемой мебели.

Компания работает на рынке уже 16 лет. География распространения продукции обширна. Ценовой спектр - средний. Модельный ряд выпускаемой продукции постоянно обновляется. Мебель реализуется как собственно производства, так и партнеров. Благодаря этой системе продаж, есть возможность приобрести мебель прямо с производства, минуя посредников, таким образом сэкономить бюджет покупателя.

Материалы

Продукция мебельной фабрики «Мебелькомплект» изготавливается из высококачественных и долговечных материалов. Для изготовления каркаса мебели мы используем плиты ДСП класса эмиссии Е1, толщиной 16 мм. Торцевые стороны деталей кромяться кромкой ПВХ 0,2 мм производства компании «Rehau» (Германия). Фасады и видимые горизонтальные панели выполнены из МДФ (древесноволокнистой плиты средней плотности).

Фасады МДФ облицовываются плёнками PVC, ведущих зарубежных производителей, различной текстуры. Так же, в производстве фасадов для корпусной мебели, мы используем алюминиевый профиль из анодированного алюминия, производства компании «Росла» (Россия).

Корпус изготавливается из ламинированной древесно-стружечной плиты производства ведущих российских компаний, фасады из прочного и экологически чистого материала МДФ, созданного на основе натуральной древесины. С лицевой стороны фасад облицовывается плёнкой ПВХ.

Для кухонь применяются столешницы толщиной 28 мм, изготовленные из специальной влагостойкой древесно-стружечной плиты по технологии постформинга. Изделия отличаются высокой износостойкостью и прочностью поверхностного слоя.

ДСП (Древесно-стружечная плита) - представляет собой многослойный материал, полученный горячим прессованием древесных частиц, смешанных со связующим веществом (синтетическими смолами-формальдегидами). Плита ДСП отвечает самим жёстким требованиям, предъявляемым к плитным материалам, лишена таких недостатков, как сучки, внутренние пустоты и трещины. К важным достоинствам относится высокая прочность; жёсткость; однородность; мягкость в обработке; способность прочно удерживать гвозди и шурупы. Плиты бывают обычной и повышенной водостойкости, которая достигается введением в стружечную массу специальной парафиновой эмульсии. Такие плиты обычно используются для изготовления столешниц для кухонь.

Ламинированная ДСП - плита с защитным покрытием из особой декоративной бумаги, пропитанной меламиновыми смолами (поэтому нередко используется термин "меламиновая плита"). Ламинированная плита обладает высокими потребительскими качествами: термо- и влагостойкостью, а также высокой устойчивостью к истиранию и другим повреждениям. Важно отметить, что ламинированная плита, используемая для производства мебели, отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям по содержанию формальдегидных смол.

МДФ древесноволокнистая плита. Особенности МДФ заключаются в том, что этот материал изготавливается путём сухого прессования мелкодисперсной древесной стружки, обработанной связующими веществами, и формируются в виде плиты с последующим горячим прессованием (плотностью 700-870 кг/м. куб.) Основным связующим элементом волокон является лигнин, который выделяется при нагревании древесины.

Технология производства исключает использование веществ, вредных для здоровья. Таким образом, экологическая чистота МДФ достигается благодаря тому, что в качестве главного связующего средства выступает не синтетический, а природный материал плиты МДФ облицовываются натуральным или синтетическим шпоном, бумагосмоляной плёнкой, плёнкой ПВХ (поливинлхлорид). Очень популярна облицовка плит МДФ ламинатом. Покрытие из ламината делает плиту МДФ более долговечной, а разнообразные расцветки и фактуры покрытия способны удовлетворить самый взыскательный вкус. По влагостойкости и механическим характеристикам МДФ превосходит натуральное дерево.

В производстве корпусной мебели различного назначения, мы используем высококачественную мебельную фурнитуру ведущих зарубежных производителей:

* петли, выкатные механизмы производства компании Hettich (Германия);

* шариковые направляющие, светильники, подъемные механизмы Haffele (Германия);

* посудосушители Vibo (Италия);

Готовая продукция, во избежание механических повреждений при транспортировке и хранении, упаковывается в гофрокартон и прокладывается энергофлексом. Готовая продукция, по окончании процесса производства, поступает на склад готовой продукции площадью свыше 1500 кв.м., именно оттуда готовые наборы корпусной мебели отправляются к своему хозяину.

Трудовой коллектив нашей мебельной фабрики - это команда сплоченных, высокопрофессиональных специалистов. Каждый, из которых стремиться быть лучшим в своей области, поэтому мебель производства мебельной фабрики «Мебелькомплект» отличается высоким качеством, а рациональное использование времени и материалов позволяет производить недорогую и доступную для широких слоев населения корпусную мебель.

Простота сборки, унифицированная система производства и проектирования, высокая надежность изделий способствуют стабильному росту компании. В своем развитии мы не стоим на месте и постоянно внедряем новые технологии. Именно поэтому продукция от мебельной фабрики «Мебелькомплект» всегда оправдывает ожидания.

Общество с ограниченной ответственностью « Торговый дом « Алиса» было образованно 25 мая 2006года с открытием магазина бытовой техники и мебели в г. Новозыбкове Брянской области. Магазин расположился в новом двух этажном здании по ул. 307 Дивизии. Площадью 310кв. метров. На первом этаже представлена бытовая техника ведущих предприятий, а второй этаж занимает мебель Белорусской компании « Пинскдрев». На небольшой площади представлена, довольно-разнообразная, мебельная коллекция, оформленная в виде уютной домашней обстановки. Учредителем и директором ООО « Торговый дом « Алиса», является Климович Лилия Алексеевна.

Долговременное и успешное сотрудничество ООО « Торговый дом « Алиса» с компанией « Пинскдрев» позволило в 2010году открыть в г. Брянске, в ТРЦ « Тимошковых» большой мебельный салон, площадью 540 кв. метров. На этой площадке мы с радостью представляем нашим покупателям самые лучшие коллекции мебели белорусского производителя --- ЗАО « Холдинговая компания « Пинскдрев».

За надёжное партнёрство и высокое качество обслуживания покупателей ООО « Торговый дом « Алиса» ежегодно награждается дипломами, подтверждающими статус официального представителя компании « Пинскдрев» в Брянске и Брянской области.

История создания мебельной фабрики ЗАО «Пинксдрев»

1880 - 1904 год

В 1880 году австро-венгерские капиталисты братья Липа и Александр Лурье положили начало одному из крупнейших деревообрабатывающих холдингов в современной Европе – белорусской компании «Пинскдрев».

У истоков была фабрика сапожных шпилек и фанерных ящиков, по сути, небольшая мануфактурная мастерская, единственное деревообрабатывающее предприятие в Пинске до 1892 года. Затем появилось еще одно – спичечная фабрика, которую основатель, австро-венгерский капиталист Луи Гершман, назвал «Прогресс-Вулкан».

Производство совершенствовалось, но в 1897 году спичфабрика серьезно пострадала во время пожара. В том же году ее приобрел у Гершмана еще один австро-венгерский капиталист, И.А. Гальперин. Новый владелец восстановил фабрику и значительно расширил производство. И в 1904 году было организовано акционерное общество спичечных фабрик с центром в Пинске, которое подчинило себе и контролировало все производство спичек в Беларуси и Польше. Тем временем пионеры деревообработки на Пинщине, братья Лурье, создали фанерную фабрику. Фамильное предприятие получило название «Пинская шпилечно-фанерная фабрика Лурье».


1923 год

В 1923 году в имении Альбрехтово (территория нынешней фабрики мягкой мебели) был построен лесопильный завод компании «Пупко и сын», а в 1930 году в деревне Городище Пинского повета – открыта фанерная фабрика товарищества деревообрабатывающей промышленности «Плейвуд Юнион», принадлежавшая польскому капиталисту Н.Цукеру.

1939-1958 год

В конце 1939 года все эти предприятия были национализированы. А еще через два года пинских деревообработчиков, как и всю страну, ждало страшное потрясение – начало Великой отечественной войны. От фанерного завода, спичечной и Городищенской фабрик, лесопильных заводов остались лишь развалины. И началась долгая и кропотливая робота по восстановлению разрушенных производств. В декабре 1944 года фанерный завод, после присоединения к нему спичечной фабрики, стал «Пинским фанерно-спичечным комбинатом». Но уже в 1948 году вновь появилось два самостоятельных предприятия. За год до этого лесопильный завод был переименован в комбинат, а в 1954 году стал называться мебельной фабрикой им. 25 лет Октября.Принципиально новым этапом в становлении деревообрабатывающих производств была их модернизация, начатая в 1950 году с реконструкции фанерного завода. В 1957 году настал черед мебельного участка: к существующему довоенному зданию отделочного цеха пристроили цех машинной обработки деталей и фанеровочное отделение. Ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился, ее стали реализовывать во многих районах Советского Союза и поставлять на экспорт. В 1958 году Пинскую мебель впервые увидели посетители Всемирной выставки в Брюсселе.


1959-1986 год

В 1959 году на базе фанерного и спичечного производств был создан фанерно-спичечный комбинат, к которому через четыре года присоединили Городищенский деревообрабатывающий комбинат. А важнейшим событием 1965 года стало введение в строй цеха древесностружечных плит. 1971 год ознаменовался созданием Пинского деревообрабатывающего объединения. Возглавило его руководство головного предприятия – фанерно-спичечного комбината. Пятнадцать лет спустя (1986), чтобы усовершенствовать структуру управления, были созданы хозрасчетные производственные единицы: Пинская мебельная фабрика на базе цеха мягкой мебели и участка стройдеталей и Городищенская фабрика школьной мебели на базе Городищенского цеха школьной мебели. Тогда же начали строить хозспособом завод строганного шпона.

1991-1999 год

В 1991 году ПДО «Пинскдрев» перешел на арендную форму хозяйствования, а в следующем году коллектив предприятия выкупил у государства имущество и создал коллективное объединение «Пинскдрев». К 1996 году хозспособом были построены фабрика экспортной мебели, лесозавод, нижний склад по разделке хлыстов, ремонтно-техническая база ЛПХ, в 1997 году – стульевая фабрика, а в 1998-1999 годах – фабрика столов, склады для мебели и многое другое.

Середина 90-х годов 20 века

Проводилась реструктуризация объединения, в результате которой в его состав вошли филиалы: Пинский леспромхоз, фанерный завод, завод древесностружечных плит, завод строганого шпона и мебели, спичечная фабрика, транспортно-экспедиционная компания, проектное строительно-монтажное управление, энерго-техническое управление, техническое ремонтно-монтажное управление, управление розничной торговли и общественного питания «Папараць». В 1997 году на базе мебельного цеха появилась и вскоре расширилась стульевая фабрика. Годом позже в свободной экономической зоне «Брест» было создано производственное унитарное предприятие «Пинск-Евро-Мебель», а затем уже в Пинске - фабрика столов. На выкупленных площадях в деревне Пинковичи развернулось производство мягкой мебели.

2000-2012 год

В 2000 году коллективное объединение «Пинскдрев» было преобразовано в закрытое акционерное общество «Пинскдрев». Через два года - образованы унитарные предприятия «Автопарк», «Ремстроймонтаж», «Техэнергосервис», «Социальный комплекс», СП «Бел-Эст-Мебель» (ныне «Пинскдрев-Адриана-Плюс»), управление производственно-технической комплектации. В 2006 году начала свою деятельность мебельная фабрика «Заславль». Тем временем шло масштабное техническое перевооружение и модернизация фанерного завода, переоснащена была и фабрика столов. Следующим этапом стали реконструкция на стульевой фабрике и введение современного оборудования на спичечной. Изменения затронули и СООО «Пинскдрев-Адриана», СЗАО «Пинскдрев-Пинвуд», СООО «Пинскдрев-ДСП», Городищенскую мебельную фабрику. В апреле 2008 года предприятие было преобразовано в закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев». Техническое перевооружение продолжалось.В 2010 году Холдинг реконструировал базу в деревне Вишевичи, организовал производство матрацев. Затем наладил работу фабрики окон. А в 2011 году, достраивая технологическую цепочку, «Пинскдрев» приобрел ОАО «Витебсклес». В 2012 году закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев» - это 44 предприятия и вспомогательные службы, более 6000 сотрудников. Ведущая деревообрабатывающая компания страны производит мягкую и корпусную мебель, фанеру и спички, строганый шпон, пило- и лесоматериалы, мебельный щит, гнутоклееные и профильные детали, матрацы, окна и двери ПВХ. Поставки идут более чем в 130 стран во всем мире. Руководит Холдингом генеральный директор Александр Константинович Судник.

8 марта 1914 года жители Сокольников, глядя на людей, выходящих из недавно построенной Воскресенской церкви, что у парка, с удивлением отмечали, что ни шипящих приходских старух, ни пронырливых сокольнических юродивых, ни барынь с детьми, ни чиновного люда среди толпы не было.

Крестясь и натягивая картузы, из церкви выходили одни мастеровые. Лишь несколько господ в вицмундирах с инженерными молоточками в петлицах, да барин в партикулярном платье долго еще о чем-то совещались с батюшкой и покинули храм последними.

Барина в Сокольниках знали многие, но молебен с мастеровыми видели впервые. Так Фрол Ефимыч Серегин, основатель и хозяин "Мебельной Мануфактуры Серегина", отмечал десятилетие своего предприятия.

Строго говоря, предприятию на ту пору было уже даже и не десять, а целых двенадцать лет. В конце 1902 года бывший крестьянин из орловской губернии Фрол Серегин вместе с братом Филиппом обустроил на Сухаревке небольшую мастерскую по починке мебели.

О первых двух годах деятельности братьев почти ничего неизвестно. Сухаревский рынок тех времен, по воспоминаниям Гиляровского, вообще был местом темным, а персонажи, сновавшие по нему, в основном были известны только филерам из охранки да еще немногим газетным репортерам. Слабые, как известно, на Сухаревке не выживали.

Братья Серегины выжили, и дело свое продолжили. Правда, уже порознь: старший, Фрол Ефимыч, перебрался в Сокольники, где и основал свою фабрику, а младший - Филипп - вынырнул через пару лет в Аргентине владельцем фирмы, не имевшей какого-либо более или менее четкого направления деятельности.

Чем только не занималась компания Филиппа! Мебель, общежития для рабочих американской телеграфной компании, работавших тогда в Буэнос-Айресе, деревянные кузова для первых автомобилей - далеко не полный перечень деятельности младшего Серегина. В 1905 году, когда в Аргентину хлынули напуганные первыми погромами российские евреи, Филипп даже открыл в городе Тукуман магазин по продаже кошерной пищи.

Кончилось тем, что младший Серегин (или Фил, как он стал себя называть) перебрался в Бразилию, остолбил участок берега на какой-то безвестной речке, где сброд, согнанный со всего света, добывал ему изумруды.

После Бразилии была Мексика, Колумбия, участие в нескольких латиноамериканских революциях, которых, как известно, в заполошной Латинской Америке на иной год приходится едва ли не больше, чем солнечных дней. В итоге и без того довольно извилистый след младшего Серегина снова затерялся. На этот раз надолго - на целых семь лет.

Часть 2. Прокламация

Фрол же Ефимыч вел себя иначе. На пустяки не распылялся, легкой наживы не искал, но уж свое дело крепко держал в крестьянских руках. В 1903 году фабрика пошла в гору, после того как старший Серегин ухитрился получить заказ от Купеческого собрания.

С этого момента бывший крестьянин стал вхож в лучшие дома Москвы. Фабрика у него была не то, чтобы большой - не морозовские мануфактуры, конечно, - но главное, чем всегда брал "своего клиента" Фрол Ефимыч - надежность, качество своей мебели.

Конкуренты из фабрикантов, да и собственно торговцы, особенно иноземные, его не жаловали. Знали ведь, - не пропустит Серегин нового германского дивана или кресла. Обязательно купит, разберет со своими мужиками до гвоздя, до доски. И обязательно ведь, стервец, в точности такое же у себя сделает, и на поток через месяц запустит. Да еще и похвалится, - у немца, вишь, деревяшка совсем сопливая, а у меня, мол, - чистый дуб, сосна, вишня...

А тут еще и плантацию кавказского бука Серегин прикупил. Куда как хорошо! - едешь на воды, заглянешь к собственным лесорубам, сушилку новую посмотришь, спившемуся немцу-управителю в буковой роще дубьем мозги вправишь. Да и полицмейстеру рублем поклониться не грех: не трожь ты, мил человек, моих-то, у меня народ как на подбор, да и охрана своя, слава богу, поставлена. Вот и ладненько!

Так и получалось, что если хочет кто пыль в глаза пустить - покупает на Кузнецком, а если хочет то же самое, только лучше да дешевле - едет к Фролу Ефимычу.

Меценатом Серегин, по примеру того же Морозова или Рябушинских с Третьяковым, не стал. На художников не тратился, про картинки их только и буркнул однажды, что "не понимаю я, мол, этого, баловство это все", но чертежи читал легко, никогда не жалел денег на инженеров, станки выписал из Германии лучшие - крупповские. Даже болты покупал бог весть где; в штате Огайо. Чем-то Серегина наши, путиловские и сормовские, не устроили.

Но положение обязывало. Просто беда в России какая-то была в начале века! - ежели ты фабрикант, то помогай революции либо меценатствуй, художников да поэтов содержи как будто кокоток с Еропкинского! Серегин понимал, что хрен редьки не слаще - ему что революционеры, что художники - все голодранцы!

Эпоха требовала своего. Одни названия моделей чего стоили! В пятом году Фрол Ефимыч, наряду с уже выпускавшимися "Егозой", "Двуглавым Орлом" (между прочим, первый в России угловой диван), "Мадамкой" вынужден был запустить такие названия как "Бомбист", "Адская Машина", "Переворот" (одна из первых раскладных моделей) и даже "Прокламация".

Савва Морозов, исключительный почитатель серегинских диванов, свел однажды Фрола Ефимыча с успевшим уже на ту пору прославиться террористом Николаем Бауманом.

Революционер, изнемогавший в боях с царизмом, "буквально не имел на чем отдохнуть" и намеревался, как теперь говорят "бартером", в обмен на близкую революцию, выпросить у Серегина диван да пару кресел, чтоб меблировать явку для своей группы.

О замечательном в своем роде разговоре этих трех рассказывал в 1927 году следователям ОГПУ бывший старший приказчик Серегинской мануфактуры С. Барков.

Ну и чего ж, вы, господа социалисты, добиваетесь? - будто бы спросил Баумана Серегин.

Да порешить они нас с тобой, Фрол, желают! - захохотал Морозов. - А фабрики наши, на дым пустить.

Угу, - сообразил Серегин. - А мастеровых моих, по миру, значит?

Ну, это не так! - горячо возразил Бауман. - Мастеровые сами вашим заведением после революции управлять станут.

Ну так вот ты, мил человек, тогда и за диваном ко мне приходи после этой самой своей революции, - окончательно определился Серегин и, прощаясь с гостями, бросил:

Савва! Художников с поетами тоже не надо...

Часть 3. …И другие

Впрочем, большая часть жизни проходила у Серегина не в беседах с разномастными борцами, а в поездках по выставкам, работе с инженерами, поисках талантливых конструкторов.

Техническая мысль в России была на взлете. С приходом Советов утвердилось мнение, будто были мы до 13-го года отсталыми, а, начиная с четырнадцатого, уже и вовсе скатились в пропасть, доведенные самодержавием до ручки.

Тем не менее, архивы говорят как раз об обратном. То было время, когда Игорь Сикорский создавал своего "Илью Муромца", самый большой в мире самолет, до аналога которого конструкторы Европы с Америкой шли потом еще более 10 лет. Завод "Руссо-Балт" выпускал автомобили, в Харькове собирали паровозы, а Константин Циолковский, вздув керосиновую лампу, разрабатывал по ночам свою теорию межпланетных сообщений.

Не дремал, глядя на то, что творилось вокруг, и Фрол Серегин. Мебель "Мануфактур Серегина" продавалась в собственных серегинских "платц-салунах" от Москвы до Иркутска и от Архангельска до безвестной Кушки. Кто и зачем покупал ее в Кушке - до сих пор неясно. А вот в столицах она стояла у князя Кропоткина, адвоката Плевако, министра Витте, у всесильного Петра Аркадьевича Столыпина, да и много еще у кого, включая августейших.

Кстати, лозунг "Покупай российское!" родился вовсе не в наше время, а целых сто лет назад! И не из-за таможенных тарифов, весьма, кстати, благоприятных в то время для иноземцев, не из-за того, чтоб продвинуть "пусть плохое, да свое", а как раз потому, что "свое" в те годы слишком часто было лучше и дешевле "чужого".

Да и сам лозунг родился не в правительстве, а в народе. Достаточно вспомнить вологодское масло в Париже, волжскую пшеницу в Канаде, аэропланы Сикорского во Франции и текстиль "Трехгорки" в Брюсселе!

Серегин (впервые в России) выпустил диван-кровать, столь обычную теперь и совершенно диковинную по тем временам штуку. Называлось это сооружение "Дрёма" и приводилось в движение механизмом, который разработал для Серегина механик Антон Семенович Дановский.

Старший инженер-механик мануфактуры, без которого Фрол Серегин не принимал ни одного мало-мальски важного решения, выпускник Казанского университета, проходивший однажды по одному делу с неким Вл. Ульяновым, Дановский довольно быстро "уволился из революции", променяв идею "освобождения рабочего класса от тирании самодержавия" на идею "освобождения рабочего класса от тирании ручного труда".

Трудами Дановского на мануфактуре появились первые "механические молотки", - прообраз сегодняшних американских скобовых пистолетов, работавшие от перегретого пара. На Клязьме у Серегина стояли мельницы, приводившие в движение четырнадцать циркулярных пил, где обрабатывались деревянные части конструкций, в Мытищах были выстроенны из красного кирпича громадные цейхгаузы - серегинские склады.

Между прочим, вспоминая марксистскую теорию спирального развития общества, стоит заметить, что на месте тех, некогда грандиозных сооружений выстроенных трудами Фрола Ефимыча, нынче стоит самый обыденный ангар, где одна из московских компаний и сейчас торгует мягкой мебелью. И ведь успешно торгует! Сто лет прошло, а склад, хоть и неказист он теперь, конечно, не прежние хозяйские хоромы, но по-прежнему стоит там же, в Мытищах, на том же самом месте и работает. Умел, значит, Фрол Ефимыч места выбирать...

Часть 4. Что это был за праздник?

А в 1914 году прошел тот самый первый молебен в Сокольниках. Почему Серегин выбрал для празднования дня рождения мануфактуры именно восьмое марта?

Женский день тогда в России, как, в общем, и нигде в мире, еще не праздновался. Да и женщин, честно говоря, на фабрике было - раз-два и обчелся.

Мастеровых Фрол Ефимыч с Дановским отбирали сами, перекупая у конкурентов, а то и из-за границы выписывая. Скажем, Мориц Моон, фламандец из Брюгге, налаживал у Серегина обивочные цеха, а Ганс Штайндорф разрабатывал то, что сейчас легкомысленно называется малопонятным словом "дизайн". Тогда это было искусством, и Штайндорф владел им в совершенстве.

Другими словами, основной состав работников у Фрола Серегина был мужской. Даже за "Зингерами", что на ту пору уже выпускались в подмосковном Подольске, сидели мужчины. "Тонкая машина, - говорил Серегин, - куда ж за нее бабу сажать-то...".

Это потом, уже в тридцатых, по призыву комсомола, а на самом деле, то по страшной нужде из деревень, стали прибывать на фабрику женщины. Когда процент их соотношения с мужской частью рабочих стал заметно преобладать, в "светлых" начальственных головах и родилась легенда о том, что фабрика так называется в честь Международного Женского Дня.

Но все было совсем иначе.

Из допросов ОГПУ, "снятых", как принято было говорить, со старшего приказчика С.Баркова в невеселом 1927 году, следует, что день 8 марта Фрол Ефимыч выбрал для молебна только потому, что именно этот день был днем рождения младшего Серегина, сгинувшего, как думал тогда Фрол Ефимыч, на чужбине. Так что молебен был как бы двойным: и в память о брате и, заодно, в честь юбилея фабрики. Брат на следующий же год отыскался, а вот праздник Фрол Ефимыч переносить не стал и в 1915-ом снова устроил его 8-го марта. И на следующий год тоже. И потом.

Не только в Сокольниках, не только по всей Москве, но и по всем городам России, где только были у фабрики контакты, уже знали, что в марте 8-го числа фабрика Серегина не работает. Их так и стали звать - "мартовские". Производство расширялось, народу в цехах и на складах прибывало, и в церковь московскому обывателю в этот день уже было не пробиться. К революции на 1-е мая в России не работал никто. А вот на 8-е марта - только серегинские!

Часть 6. Время, вперёд!

Это было время НЭПа, время активных деловых связей Советов с Западом, время блистательных речей наркоминдела Литвинова, культурологических витийствований Бухарина, время первых концлагерей и внутрипартийной борьбы в ВКП(б).

С 1926-го по 1929 годы Фрол Серегин, предусмотрительно оставив младшего брата в Штатах управлять тамошним производством, пытался возродить свою фабрику. Те немногие рабочие, что выжили в гражданскую, уцелели во время эпидемий "испанки" и сыпняка, не полегли в продотрядах, - те вернулись к Серегину. Правда, теперь он уже не был полновластным хозяином, а всего лишь "американским акционером".

Очень быстро выяснилось, что стране победившего пролетариата не нужна настоящая, действительно качественная мебель. Прежние поставщики сгинули, наркоматы завели волынку с планами, графиком поставок, тарифами на транспорт, с распределением мебели через рабочий кредит...

Да и кому, собственно, могла понадобиться мебель, что рассчитана не на одно десятилетие? Ведь ночные звонки, аресты, первые острова ГУЛАГа пришли не после убийства С.М.Кирова, не в 1934-ом, а гораздо раньше. Все началось еще при Ленине, а после того, как Сталину удалось победить Троцкого, репрессии начали набирать обороты. И командир РККА, и простой работяга жили лишь одним днем, не загадывая надолго вперед.

Но дело не только в репрессиях. Кому было тогда вообще размышлять о будущем? - Не тем же, о которых Маяковский писал: "под старою телегою рабочие сидят..."? Ну, сидят себе, да и пусть сидят! Даже без нар обходятся. Значит, и так им хорошо. При чем же здесь комфорт? При чем качество? Какое удобство? Ясно же сказано трибуном революции: "сидят в грязи рабочие и мокрый хлеб жуют"! Впрочем, сам-то трибун, воспев все это безобразие, вскоре и застрелился. Не стал брать на себя ответственность за то, что воспевал.

Но Серегин не был поэтом и никогда им даже не сочувствовал. Для него стало совершенно очевидно, что концессия срывается, что мебель народ покупать просто не в состоянии. Нужно было искать выход, иначе большевики могли по условиям договора закрыть концессионное предприятие, что они уже, собственно и начали проделывать, взявшись за чукотские горно-обогатительные комбинаты англичан.

И тут, на фоне всеобщего мебельного уныния, Фролу Ефимычу пришла в голову совершенно гениальная в своей простоте идея: выпускать не диваны, не кресла, и даже не кровати. Он начал выпуск пружинных матрасов!

Помните, у Ильфа с Петровым - "Граждане! Любите матрасы!". Так вот это классики как раз о тех самых, о серегинских матрасах. Спрос был необыкновенным. Их устанавливали на самодельные, из ворованных досок сбитые, каркасы, ставили на кирпичи, просто клали на пол. Целая глава посвящена в "12 стульях" этому матрасному буму, спровоцированному в 1927-ом году Фролом Серегиным!

На какое-то время Фрол Ефимыч повеселел. Отслужили (правда, уже без помпы, неявно) молебен на 8-е марта. Серегин только хмыкал в бороду, глядя на вывеску, где вместо его фамилии нынче значилось "Фабрика Мебели 8-го Марта" и говорил старику Баркову:

А пусть их что хотят, то и говорят. На вывеске-то все равно по-моему вышло!

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели...

Слово "мебель" происходит от французского - meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце - знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы - именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь - особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.


Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов - столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов - позднее средневековье или иначе - готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом - предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив - "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса - сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры - это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики - художники, делавшие для них эскизы.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.
В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.
Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.
Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.
В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими "алмазными" гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.
Русская мебель второй половины XVIII - начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.
Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.
Мебель русского классицизма можно разделить на две группы - по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа - это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов - А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.
Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

Вторая группа - мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.
Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина - в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова - в Вятке.

Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства - потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.
Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название "павловский", хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель - крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.
Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.
Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).
Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.
Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную - дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели - большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.
В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты - диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.
В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков - крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

А как появился стол?

Обыкновенный стол - прямоугольная доска на четырех ножках - с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы - грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.

С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.

Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.

Как появился стул?

В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.

Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.

Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.

В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.

На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.

И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд - лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.

Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.

В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.

В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.

Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны--трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.

Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно - желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.


moole.ru

Многие предполагают, что название нашей фабрики - это имя жены, сестры или дочери одного из ее владельцев. Действительно, компании зачастую называют в честь родных и близких, но в данном случае все несколько иначе.

Почему наша Мебельная фабрика носит красивое женское имя – «Мария»? Происхождение названия компании любопытно нашим клиентам и давним друзьям. Многие предполагают, что его истоки просты и незатейливы, однако на самом деле история названия Мебельной фабрики «Мария» значительно интереснее! Чтобы раскрыть эту тайну, следует обратиться к предыстории и рассказать об одном необычном приключении!

Семнадцать лет назад трое молодых и предприимчивых друзей отправились в захватывающее путешествие по дальним странам. После недолгих размышлений они остановили свой выбор на Азорских островах. Этот архипелаг в Атлантическом океане состоит из девяти небольших островов, каждый из которых по-своему прекрасен. Более других впечатлил путешественников самый южный из них, издавна привлекавший мореплавателей разных стран - на его берега ступали жители Карфагена, норманны, арабы и викинги.
Посещал южный остров и Колумб, возвращаясь из Америки, но все же его первооткрывателем считается португальский мореплаватель Дього Силвеш. В XVI - XVII вв. остров стал свидетелем кровопролитных сражений с пиратами, вследствие того, что его местоположение совпало с пересечением торговых путей, связавших Европу, Америку и Восток.

Не только история острова вызывает к нему повышенный интерес, но и необычные климатические особенности. Горная гряда разделила остров на две части, благодаря чему погодные условия на разных его сторонах существенно различаются. На одной половине солнечно большую часть времени, дожди идут крайне редко и, соответственно, практически нет растительности, на другой же, напротив, большое количество осадков, а среди буйства зелени раскинулись живописные озёра.

По легенде, самое заветное желание сбудется у того, кто успеет за один день до заката солнца промокнуть на дождливой половине острова и обсохнуть на жаркой и пустынной.

Трое друзей решили испытать удачу - ведь протяженность острова всего 17 км. Их ждал нелёгкий, но интересный, захватывающий путь, и условие легенды удалось выполнить! Друзья давно планировали открыть своё дело, а уверенности в успехе им прибавил этот необычный остров, который носит прекрасное название - Санта-Мария. Оказалось, что если сильно пожелать и приложить усилия - легенды становятся реальностью. После возвращения на Родину они зарегистрировали компанию, назвав её в честь далёкого загадочного острова, исполняющего желания - «Мария».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники