Что известно о хазарском каганате. Хазарский урок, или почему развалился великий каганат. Завоевания и отношения с соседями

  ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ХАЗАРИЯ - государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.

Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" - кочевать.

Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.

В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя - кагана - находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии - Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.

Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии - Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.

Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами не найдены.

Основное занятие населения Хазарии - скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда - ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы - родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".

Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана - шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе - его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII - нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе

Хазария была одним из внешних факторов, способствовавших .

Границы Хазарского каганата на западе простирались до Днепра и Средней Волги, на севере - до заволжских степей, на востоке - до Хорезма, на юге - включали степи Северного Кавказа и Крым. В состав населения Хазарии входили тюркские, иранские, славянские и палеокавказские народы, а также еврейские общины Крыма и Кавказа. В конце VIII - начале IX века хазары приняли иудаизм. Племена полян, радимичей и северян платили им дань.

Хазарское иго. Историки издавна спорят о том, каково было влияние Хазарского каганата на . Одни придерживаются негативного взгляда на кочевников и утверждают, что славянским племенам пришлось вести с ними многолетнюю борьбу, отрицательно повлиявшую на экономическое развитие Руси. Другие отмечают, что хазары были защитниками торговых путей на Нижней Волге, обеспечив славянскую колонизацию и торговлю со странами Юга и Востока. Третьи видят в хазарах "защитную стену" Восточной Европы от "азиатских орд" . И сегодня продолжаются острые дебаты, но большинство современных исследователей признают, что славяне оказались "естественными союзниками хазар" , и их власть объективно "способствовала усилению Руси".

"Я - враг их!". Созданное князем Олегом государство стало мощным конкурентом Хазарскому каганату в Восточной Европе. Можно предположить, что на рубеже IX-X веков имел место военный конфликт хазар и Руси. Отголоски этого противоборства мы встречаем в известиях "Повести временных лет" , где сообщается, что в 884 году Олег присвоил хазарскую дань северян, заявив: "Я враг их, и вам им платить незачем" . Год спустя он освободил от хазарского ига радимичей. Чем ответил на это каганат, летопись не сообщает: составитель "Повести временных лет" опирался на русские устные предания и византийский хронограф.

Хазарский Каганат на карте.

Трудные годы Хазарии. Хазария переживала в это время трудные времена. Ее отношения с Византией постоянно ухудшались. Одновременно стремились выйти из-под хазарского влияния степные кочевые племена. С востока хазар стали теснить печенеги. В конце IX века, заручившись союзом с огузами, каганат нанес им поражение в междуречье Волги и Урала. Однако это не облегчило его положения, поскольку печенеги прорвались через его земли в Северное Причерноморье, где разгромили венгров, являвшихся союзниками хазар. Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно влекло его к сближению с Византийской империей.

Упадок хазарской торговли. оторвал данников-славян от Хазарского каганата и присоединил их земли к своим пределам. Тем самым он нанес большой ущерб хазарской торговле с Восточной и Северной Европой. Археологические изыскания показали, что после его утверждения в Киеве поток арабского серебра на север сильно сократился. В свою очередь, Хазария блокировала восточную торговлю киевского Поднепровья, что не способствовало экономическому развитию государства Русь.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ , Хазария - государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.
Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" - кочевать.
Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.
В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат. Под властью верховного правителя - кагана - находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.
Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии - Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.
Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.
Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии - Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.

Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль) в устье Волги, но эти города археологами не найдены.
Основное занятие населения Хазарии - скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда - ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы - родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".
Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана - шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе - его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.
IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII - нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар , буртасов, обложить данью славянские племена полян , северян , вятичей и радимичей .
Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег . В кон. IX в. в Северное Причерноморье прорвались

Стремительно возникнув на исторической арене, хазары быстро сходят с неё. Мощный удар древнерусского князя Святослава, тем не менее, не был единственной причиной исчезновения Хазарии, правящая верхушка которого исповедовала чуждый остальным жителям каганата иудаизм.

Хазары. Что в имени этом?

Мы точно не знаем, кто такие хазары. В историографии преобладает мнение об их тюркском происхождении. Скорее всего, предками хазар были потомки гуннов. Ведущие тюркологи доказывают близость хазарского языка к булгарскому.

Советский историк М.И. Артамонов считает, что хазары сформировали свою государственность на осколках Тюркского каганата. Экономика Хазарского каганата сочетала в себе черты оседлого (в источниках читаем: «имеют города и сады»), и кочевого образа жизни, что несвойственно тюркам в I в. н.э.

Вполне возможно, хазары - это этнически неоднородный элемент, в состав которого входили тюркоязычные, а также угроязычные и ираноязычные компоненты. Огромные просторы Хазарии (территории вокруг нижней Волги и Дона), также косвенно свидетельствует о неоднородности этнического состава каганата. Вероятно, самоназвание «хазары» было объединяющим, и первоначально не являлось ни родовым, ни племенным. Воможно, термин «хазары» происходит от тюркского глагола kaz - означающий кочевания, или же от персидского hazar - означающий «тысяча». Есть в исторической науке и иные версии происхождения этнонима.

Первые более-менее достоверные сведения о хазарах содержатся в армянских письменных источниках, датированных концом II в. При этом у армянских и арабских хронистов есть совершенно фантастические свидетельства об участии хазар в завоевательных походах Александра Македонского (356 - 323 гг. до н.э.).

Грозный каганат

К VI в. н.э. относятся свидетельства о захвате хазарами закавказского города Чора, а также их возрастающем влиянии на Дербент (современный Дагестан). Во второй половине VII в. Хазария, как и , - это уже не провинция Тюркского каганата, а самостоятельное государство со сложившейся структурой и правящей династией во главе.

Без сомнения, молодое хазарское государство вело активную внешнюю политику и всячески стремилось расширить своё влияние. К концу VII в. власть хазар распространяется на Азовского-Каспийские степи и большую часть Крыма. Чуть позднее хазары успешно распространяют влияние на степи Восточной Европы.

К этому времени хазары уже успели дать отпор арабам в Закавказье. Именно фактор арабской экспансии можно считать основой причиной возникновения союза хазар с Византией. Хазары были опасными соперниками огромной, но раздираемой внутренними противоречиями Византийской империи. В частности, Каганат сыграл важную роль в судьбе Юстиниана II (685-695, 705-711 гг.), выступая то союзником, то противником императора. В этом контексте в византийских источниках приводится имя хазарского кагана Ибузира Глявана (первая треть VIII в.). Кстати, второй женой Юстиниана II была сестра хазарского кагана.

Стратегический союз хазар с Византией в VIII в. дал им возможность договориться о совместных действиях против арабов, а также разделить сферы влияния в Закавказье. Арабы в тот период предпринимают отчаянные попытки уничтожить Византию, однако Константинополь не без помощи хазар устоял (717-718 гг.). В сферу интересов Хазарского каганата тогда входила закавказская Албания, однако захват арабами значительных территорий в Закавказье помешал реализовать внешнеполитические амбиции хазар.

Кровопролитные противостояния с арабами (642-652 гг. и 722-737 гг.) тяжело дались хазарам. Арабы уничтожали людей, захватывали скот, уводили в рабство население Хазарии. Тем не менее, союз Хазарии с Византией дал свои результаты. Ромеи дорожили своими хазарскими союзниками, которые помогли ослабить, а затем и прекратить, давление арабов на Византию.

Хазарская самостийность

В то же время и Арабский халифат неоднократно добивался дружбы с хазарами. В 737 г. хазарский каган принимает мусульманство, но ислам так и не стал государственной религией. Неоднократные попытки христиан распространить свою религию в Хазарии не принесли успеха. Безусловно, в период своего расцвета в Хазарском каганате было много и мусульман и христиан, однако правящая верхушка сделала свой выбор в пользу иудаизма.

Этот загадочный выбор хазарских элит вызывает множество споров среди ученых. Скорее всего, новые формы социально-экономических отношений вызывали потребность в другой религиозной идеологии. Хазары выбрали иудаизм потому, что видели себя самостоятельными игроками в Евразии и не желали входить в орбиту влияния ни Византии (христиане), ни Халифата (мусульмане). В Дагестане, где находился первоначальный центр Хазарии, проживали евреи, которые, скорее всего и поспособствовали обращению элит в иудаизм.

Внешнеполитически - это было эффективно, а вот с точки зрения внутренней политики - нет. Иудаизм приняла только верхушка, а массы разделились: кто-то остался язычником, кто-то обратился в христианство, а некоторые и вовсе приняли ислам. Таким образом, отсутствие единого символа веры и, как следствие, объединяющей идентичности заложили основы для взаимного отчуждения элит и населения, которое в итоге стало роковым для Хазарского каганата.

Иудаизм не являлся мировой религией и не стремился к обращению других народов в свою веру, что в конечном счёте резко ограничивало мобилизационный потенциал этой религии. Иудаизм в Хазарии не объединял, а, наоборот, разъединял население. В то же время, в Хазарии воцарилась веротерпимость, которая была несвойственна Средневековью.

Устройство Каганата

Хазарский каганат представлял собой государство, опирающееся на знать (беки, тарханы, эльтеберы). Уже на начальном этапе развития хазарской государственности в результате внутриэлитной борьбы одному из родов удалось сконцентрировать всю полноту власти. Каганы же превратились в послушных марионеток, выполнявших сакрально-представительские функции. Фактический правитель именовался беком, а в дальнейшем каган-беком или царём («малик»).

С верховным каганом хазары связывали своё благополучие, однако, считалось, что с годами его божественная сила иссякает, поэтому нередки были случаи их убийства. Также бек мог убить верховного кагана по требованию народа. По сути, верховному кагану иногда приходилось быть «козлом отпущения». Известно, что верховный каган пребывал в постоянном затворничестве в своём дворце, у него был трон с балдахином и гарем. Народу он показывался редко, только по праздникам.

Фактически знать узурпировала общинную собственность и обогащалась за счёт торговли и внешних завоеваний. Арабский хронист первой половины Х в. Ибн-Руста говорит о наличии у хазар воинской повинности. А другой историк, Аль-Масуди, сообщает, что только у хазар на востоке была регулярная армия. Кстати, хазарская экономика производила не так много товаров (кожа, рыбий клей, скот). Каганат обогащался прежде всего за счёт войн и выгодного географического положения. Фактически это был перекрёсток торговых путей.

К Х в. Хазарский каганат вступил в полосу кризиса, вызванного резким усилением центробежных тенденций и ростом столкновений с соседними государствами. Волжская Болгария стремится освободиться от хазарского господства, на южных границах укрепляются независимые исламские эмираты. Однако наибольшую угрозу представляло молодое Древнерусское государство.

Роковое столкновение с Русью

В VII-VIII в., скорее всего, часть восточных славян платила хазарам дань (по серебряной монете или шкурке зверей с дыма, то есть со двора). Однако ещё в конце VIII-IX вв. поляне освободились от хазарского ига, а вокруг Киева стало складываться самостоятельное мощное государство. Походы русов на Каспийское море (913, 943 гг.) убедительно свидетельствуют: Хазария в Х в. уже недостаточно сильна, и не может противостоять Руси. Этим обстоятельством в полной мере воспользовался Святослав, нанесший смертельный удар Хазарии.

Святослав в 960-х годах (скорее всего, в 965 и 968/69 гг.) совершил два похода в Хазарию. Разгромив болгар и буртас, князь спустился вниз по Волге и разграбил Итиль, а потом добрался до Семендера и опустошил его. Это была не бессмысленная авантюра и не просто грабительский набег. Святослав не только разгромил хазар, но и овладел территориями на Волге, а также закрепился на Дону и в Керченском проливе.

В результате этих походов Хазария лишилась базы для своего существования. Как следствие, каганат начал стремительно терять своё былое величие. Влияние Руси, напротив, резко возрастает. Опорным пунктом русичей в этой части Евразии становится Тмутаракань. На протяжении второй половины Х - ХI вв. Тмутараканское княжество играет особую роль во внешней торговле Руси. Хазары же упоминаются в источниках исключительно в контексте Тмутараканского княжества. В ХI-XII вв. они окончательно исчезают со страниц истории не только как политическое образование, но и как народ. Последние, более-менее достоверные, упоминания о «дербентских хазарах» содержатся в грузинских летописях (конец XII в.).

Внутренние противоречия каганата не позволили хазарам продлить своё существование. Сыграв важную роль в ограничении арабской экспансии вглубь Евразии, Хазария сумела утвердить свою самобытность слишком дорогой ценой. Отчуждение знати от народа ослабило каганат, который оказался неспособен противостоять возрастающей силе Киевской Руси.

Литература:

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.
  2. Беленов Н.В. К этимологии этнонима «хазары» // Вестник современной науки. 2015. № 1.
  3. Новосельцев А.П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М: Наука, 1990.

Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их - "алхазар", армяне называли их - "хазирк", в "Начальной русской летописи" они названы - "козаре", в еврейской средневековой письменности они появились под именем "кузар", "кузарим". В современном русском языке этот народ называется - "хазары".

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и многие арабские писатели, хотя были среди них и такие, что относили хазар к грузинам или к армянам; а в одном армянском источнике их связывали с китайцами; а в грузинской летописи - со скифами; были и такие случаи, когда их считали народом, сходным со славянами. На самом же деле название "хазары" охватывало многие племена различного происхождения, многочисленные кочевые и полукочевые народы, остатки прошедших через южнорусские степи гуннов, - и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке - в составе других тюркских племен - они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э., и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль - на Нижней Волге. В седьмом веке хазары оттеснили на запад, к Дунаю, болгар и захватили приазовские степи. Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так возникла федерация разных племен, которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом, и все племена и народы, что входили в нее, пользовались достаточной свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно ходить в походы, заключать свои договоры и принимать ту религию, которую они желали.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них - главный царь, каган, который всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения, - и обычай его избрания описал арабский географ Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет..." Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле этой божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье - засуха, разорение, поражение в войне, то этого кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, - и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю - каган-беку.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий. Хазария помогла и Византии, потому что оттягивала на себя арабские силы, которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за защитительной этой оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь.

Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню и воде, поклонялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану. В первой половине VIII века н.э. часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем по имени Булан (Савриил) приняли иудаизм. В тех местах тогда жили евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана, и от них-то, скорее всего, и пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает, что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: "О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: Я услышал молитву твою и моление твое. Вот Я благословляю тебя и умножу тебя, продолжу царство твое до конца веков и предам в руку твою всех врагов твоих". Ангел пообещал Булану власть и славу, если он примет еврейскую религию, и после этого Булан отправился походом на Кавказ и действительно одержал там несколько внушительных побед. Из многих источников известно, что в 730-731 годах н.э. хазары одержали крупные победы в кавказской Албании (нынешний Азербайджан), - к этим годам и приурочивается принятие Буланом иудаизма. Но прежде чем он это совершил, император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и послали ученых мужей, чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут, в котором участвовали христианин, мусульманин и еврей, но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: "Как ты думаешь, какая религия лучше - израильтян или исмаильтян?". На это священник ответил: "Вера израильтян лучше веры исмаильтян". Тогда Булан спросил мусульманского кадия: "А ты как думаешь, какая вера лучше - христианская или израильская?" Кадий ответил: "Израильская лучше". И тогда Булан сказал: "Если так, то вы сами признали, что религия израильтян самая лучшая, и потому я выбираю веру Израиля, которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!"

Вся эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут.

До наших дней дошли два варианта его письма Йосефа к Хасдай ибн Шапруту: краткая и пространная редакции его I письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не сам каган, а один из его приближенных - евреев. Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали – Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны, "они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога". После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них - еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма - Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней "никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно".

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо - не позже 961 года н.э., то не знал еще, что дни его царства уже сочтены.

В конце VIII - начале IX века н.э. хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком - некая "критическая масса", приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди, "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство". Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии - Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники.

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году н.э. знаменитый Кирилл - создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и, хотя в его "Житии" и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: "Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть".

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.

Воин Хазарии

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма - миролюбивой религии - способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из "нации воинов" в "нацию торгашей". Русская летопись сообщает, что киевский князь Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону - он же впоследствии Белая Вежа - и вернулся в Киев. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году н.э. греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.

Караимы в Крыму – по одной из версий, потомки хазарских племен

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники