Волнение перед сдачей экзаменов, в частности ЕГЭ или ОГЭ, ГИА, совершенно нормальное явление. Именно в такие моменты детям, а подростки к таковым относятся в полной мере, очень необходима родительская поддержка. Кто кроме мамы с папой сможет помочь ребёнку побороть тревогу, обрести спокойствие и правильно подготовиться к экзаменам?
Но чтобы сделать это правильно взрослым и самим надо успокоиться. В противном случае их волнение может передаться и отпрыску. Ниже, как раз и пойдёт речь о том, как правильно настроить себя и своего ребёнка к тестированию.

Во многих случаях во время подготовки к экзаменам ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, подростку нужно просто не мешать. Но это не значит, что родители вообще не должны ничего делать. Их задача создать наиболее благоприятную рабочую обстановку и психологически комфортные условия для занятий.

Не надо запугивать ребёнка сложностями и вешать на него груз ответственности. Это только увеличит тревожность. Не стоит напоминать о каких-то неудачах и ошибках. Наоборот, лучше вспомнить про успехи. Это позволит ученику разрушить некоторые эмоциональные барьеры.

Ну и, конечно, надо постоянно напоминать, что родители верят в успех, а главное не перестанут гордиться им, любить и ценить его, каким бы ни был результат ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Часто не отсутствие знаний, а именно желание «заслужить» уважение родителей и приводит к неудачам на экзаменах.

Рабочее место для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ГИА

Хорошее рабочее место – залог успеха любого дела. И только родители могут позаботиться о том, чтобы их отпрыск готовился к экзаменам в комфортной, эргономичной обстановке.
Психологи считают, что жёлтый и фиолетовый цвета в интерьере рабочего кабинета способствуют повышению интеллектуальной активности. Разумеется, не стоит специально перед экзаменами делать в комнате подростка ремонт. Достаточно повесить перед столом картину, где превалируют эти цвета или поменять занавески на окнах.

Разработка стратегии для психологической подготовки

Все люди индивидуальны и каждый усваивает знания по-разному и с разной скоростью. Кому-то достаточно пробежаться глазами по пройденному материалу, и он уже всё вспомнил, а кому-то надо вникать в каждую фразу, осмысливая её и создавая ассоциативные цепочки.
Так что родителям придётся помочь ребёнку составить правильный стратегический план занятий в соответствии с его индивидуальными особенностями, исходя из сильных и слабых сторон.

Не менее важно и правильно спланировать рабочий день ребёнка. К примеру, «жаворонку» лучше готовиться в утренние часы, а «сове» наоборот – утром лучше повторить хорошо знакомый материал, а во второй половине дня заняться «пробелами» в знаниях.

Кроме того, родители должны:
помочь подростку распределить темы для подготовки к экзаменам по дням;
объяснить основные методики подготовки к экзаменам ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, в частности донести до подростка, что необходимо выделить главные моменты, формулы и правила, а не зубрить всё подряд;
при необходимости помочь сгруппировать материал в понятные схемы и таблицы;
порекомендовать, а возможно и научить, ребёнка делать всё строго по часам, контролируя время и не тратя его понапрасну.

Если подросток готов принять помощь, то можно подготовить ему несколько вариантов тестовых заданий по экзаменационным материалам прошлых лет и протестировать его самостоятельно (сайт https://hist-ege.sdamgia.ru «Решу ЕГЭ ». Подобные тренировочные экзамены покажут ребёнку его состоятельность и придадут уверенности.
Однако навязывать подростку помощь не стоит. Он может расценить это как неверие в его силы, что только добавит волнения и тревожности. Достаточно предложить пробное тестирование и если ребёнок согласится, то поработать вместе с ним.

После того, как учащийся поймет, где присутствует «пробел в знаниях», можно его наверстать. Удобный портал, на котором есть уроки по всем темам в видео формате https://interneturok.ru/ «ИнтернетУрок.ру ».

Смена труда и отдыха

Без полноценного отдыха никакая подготовка не поможет ребёнку хорошо сдать экзамены ЕГЭ, ОГЭ, ГИА. Родители и только родители должны следить за самочувствием своего чада. Нельзя допускать состояния переутомления.

Надо контролировать, чтобы ребёнок чередовал занятия и отдых. Оптимальным считается школьный вариант, когда занятия длятся 40-45 минут, а затем следует небольшой 10-15 минутный отдых. Однако не стоит во время такой перемены разрешать подростку смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это отвлекает и снижает рабочий настрой. Всё это надо объяснить ребёнку заранее. Прямые запреты в процессе психологической подготовки пользы не принесут.

В день перед экзаменом не стоит нагружать подростка слишком сильно. Днём, разумеется, стоит продолжить подготовку, а вечером надо обеспечить ребёнку полноценный отдых. Пусть он немного погуляет, примет душ, расслабится. Не стоит лишний раз его тревожить, тем более не надо заставлять что-то учить. И, разумеется, перед экзаменом подросток должен обязательно выспаться.

Не помешает и психологическая поддержка. Желательно похвалить подростка за то, что он хорошо поработал, подбодрить. Нужно показать ему, что родители уверены в успешной сдаче экзамена.

Рацион питания во время подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ГИА

Умственная деятельность требует не меньше энергетических затрат, чем физическая. Так что подросток в период подготовки к экзаменам должен хорошо и правильно питаться.
Стимулируют активную мозговую деятельность такие продукты, как рыба, кисломолочные продукты (в первую очередь творог), все виды орехов, курага, шоколад.
Вообще, сбалансированный рацион подростка должен содержать мясо, каши (крупы), овощи и фрукты, натуральные соки (желательно свежевыжатые). Это касается не только периода сдачи экзаменов.

Психологические упражнения для подготовки к экзаменам

При желании можно научить подростка некоторым упражнениям, которые будут способствовать расслаблению и обретению спокойствия, а также придадут уверенности. Стоит подчеркнуть, что подобное желание должно возникнуть у ребёнка, а не у родителей. Их задача просто предложить ему использование данных техник и научить им, а не заставить.

Аутотренинг

Это самый простой способ получить позитивный настрой. Применять эту технику лучше перед сном и с утра, ещё не вставая с постели. Для этого достаточно несколько раз вслух проговорить ободряющие фразы. К примеру:
у меня всё получится;
я обязательно справлюсь;
я всё выучил и сдам экзамен;
я знаю весь материал;
я совершенно спокоен…


Дыхательные упражнения для релаксации

Медленно втягивать воздух через нос, до тех пор, пока живот не «надуется», затем задержать дыхание на 3-5 секунд и медленно выдохнуть весь воздух через нос или рот. Сделать два «подхода» по 10 вдохов / выдохов. Упражнение помогает расслабиться и успокоиться.

Релаксация через напряжение групп мышц

Суть упражнения в поочерёдном напряжении различных групп мышц (кроме лицевых), сохранении напряжённого состояния в течение 5-10 секунд и резком расслаблении. В такие моменты организм получает массу приятных ощущений, что приводит к улучшению самочувствия, снятия усталости и повышению работоспособности.
Начинать упражнение лучше с мышц рук, сначала одной, потом другой. Затем напрячь поочерёдно мышцы ног. После этого двигаться снизу вверх: ягодицы, живот, спина, плечи, шея. Весь комплекс «отнимает» не более 3 минут.

Релаксация через визуальное восприятие

Это упражнение помогает сконцентрироваться, снять напряжение, стимулирует восприятие и освежает память. Оно очень простое. Нужно внимательно рассматривать какой-либо предмет примерно 2-5 минут. При этом очень важно не отвлекаться на какие-либо внешние раздражители.

Но главным всё-таки является любовь и вера в своего ребёнка. С экзаменами он сам прекрасно справится и не стоит ему в этом мешать. От родителей требуется только поддержка и искренняя любовь.

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9-х и 11-х классов "Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации". Данный материал аппробировался на обучающихся разных школ Наро-Фоминского района, дает полную диагностическую картину психологической готовности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Занятие с элементами тренинга

ТЕМА: Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.

Обучающиеся 9 и 11 классов.

Составила педагог-психолог Логосова Н.И.

г. Наро-фоминск

2013 год

Оборудование:

Мультимедийная установка с проектором и колонками;

Ручки по количеству участников;

Листы бумаги А4 по количеству участников;

Бланки теста и анкет по количеству участников.

Время проведения: 70 минут.

Количество участников: 15 человек.

Ход занятия.

Показ презентации. (2 минуты)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем наше занятие, я попрошу вас заполнить анкету. Эта анкета анонимна, то есть вы не указываете, кто заполнил данную анкету. В ней вы ставите «+», если вы согласны с данным утверждением, и «-» - если вы не согласны с данным утверждением. (Раздача анкеты (Приложение №1) и заполнение ее участниками) Сдайте, пожалуйста, анкеты.(5 минут)

Ну а сейчас я вам предлагаю ответить еще на одну анкету «Готовность к экзамену» (Приложение №3).

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена или Государственной итоговой аттестации. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу.

Я прошу вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-балльной шкале от 1 – «полностью не согласен» до 10 – «полностью согласен».

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение. По окончании выполнения задания я прошу вас сдать бланки анкет.

Выполнение задания.

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю пройти тест (Приложение №2). Вы должны ответить на данный тест в течение трех минут. (Раздача теста) По моей команде вы приступите к выполнению. (Выполнение теста). (5 минут)

Ведущий: Ну а сейчас я вам предлагаю на вашем листке нарисовать три шкалы, внизу вы ставите 0%, а вверху 100 %. Я вам предлагаю ответить на три утверждения с помощью данных шкал. Ваш ответ заключается в проставлении количества процентов на то или иное утверждение.

Упражнение «Шкала согласия».

  1. Я много знаю о процедуре проведения экзамена.
  2. Сдать экзамены мне по силам.
  3. От ЕГЭ или ГИА одни проблемы и неприятности.(3 минуты)

Ведущий: Следующее упражнение называется «Отношение к экзамену».

Результат сдачи экзамена зависит от очень многих факторов. Это и погода, и настроение проверяющих, и везение.

Спросить о том, что еще может определять успех на экзамене. Если обучающиеся отвечают на вопрос «учитель», то с ними можно провести следующую интерактивную игру «Ручка». (10 минут)

Ведущий (выступает в роли учителя) дает ручку (материал) ученику и спрашивает, при каких условиях ты ее взял? Если ученик отвечает, что ведущий ее сам дал, то повторяется данная игра, только с условием, что ведущий прячет руки за спину и просит ученика попробовать дать ее ведущему. Правильный ответ заключается в том, чтобы обучающиеся поняли, что ведущий (учитель) может дать ручку (материал) только при условии согласия принимающей стороны.

В обсуждении дети должны придти к такому выводу, что сдача ЕГЭ зависит только от их знаний и умений, но никак не от учителя или родителей или случая.

Ведущий: Но очень важно понимать, что же зависит от нас самих, ведь только мы можем это изменить. Ведущий предлагает заполнить следующую таблицу (2 минуты)

Дискуссия: (10 минут)

  1. Каковы + и – в поведении во время экзамена?
  2. Как сосредоточится во время экзамена?
  3. Как расположить к себе преподавателя (организатора ЕГЭ в аудитории)?

Показ презентации «Для выпускников». (6 минут)

Ведущий: Так как у нас осталось время, я вам предлагаю провести дискуссию (15 минут) по следующим вопросам:

  1. Как лучше подготовиться к экзамену?
  2. Как организовать рабочее место?
  3. Как организовать день накануне?
  4. Что нужно для успешной сдачи экзамена?

Показ презентации «Размышляй». (6 минут)

Ведущий: Вот и подошло наше занятие к завершению. Огромное спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Работа с педагогами.

Педагогам предлагается заполнить анкету «Определение детей группы риска». Данное определение поможет педагогу организовать свою работу с детьми на качественном уровне.

Приложения.

Приложение №1

Анкета.

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте +. Если вы не согласны с данным утверждением, то поставьте – .

  1. Я стараюсь, как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
  2. Меня больше беспокоит мысль как бы не получить двойку.
  3. Меня всегда беспокоит мысль как бы получить пять.
  4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовился к заданию.
  5. Я бывает, чувствую, что всё забыл.
  6. Бывает, что лёгкие предметы я не могу ответить на пять, хотя считаюсь хорошим учеником.
  7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
  8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
  9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
  10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.
  11. Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости ответа у доски.
  12. Перед занятиями или экзаменом у меня непонятно почему бывает внутренняя дрожь.

Интерпретация: если больше четырех положительных ответов, то можно говорить о высокой или средней подверженности экзаменационному стрессу. Если меньше четырех положительных ответов, то можно говорить о низкой или ниже средней подверженности к экзаменационному стрессу.

Приложение №2

  1. Сосчитайте до 30.

Приложение №2

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.

  1. Прочитайте все пункты теста до конца.
  2. Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя.
  3. Сосчитайте до 30.
  4. Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
  5. Поставьте точки в центре квадратиков.
  6. Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
  7. Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
  8. Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
  9. Запишите время на левом поле листа.
  10. В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
  11. В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
  12. Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
  13. Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
  14. Обведите нарисованные квадратики.
  15. Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
  16. Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
  17. Снова запишите время в этой строке.

А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.

Приложение №3

Тест психологическая готовность к огэ. Психологическая готовность к сдаче огэ. Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Мои ресурсы»

Цель: психологическая подготовка учащихся к ОГЭ.

Задачи:

    Снятие нервно-психического напряжения.

    Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.

    Обучение методам нервно-мышечной релаксации.

    Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

    Приветствие

Упражнение «Приветственное письмо»

Инструкция. «Я предлагаю вам написать свои приветствия и пожелания на листочках бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече».

Рефлексия. Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

Психолог. Мы получили положительные эмоции и готовы к дальнейшей работе. Теперь предлагаю выполнить интересное упражнение.

    Основная часть

Упражнение «Эксперимент»

Цель: развивать концентрацию внимания, подвести к теме и цели занятия.

Инструкция. Я вам раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным, на первый взгляд, набором букв. Вам нужно прочитать его про себя за 30 секунд.

КАЖДЫЙУЧАСТНИКИТОГОВОЙГОСУДАР СТВЕННОЙАТТЕСТАЦИИ

ИсПЫТЫваетНеРвно-псиХИЧесКОЕНАПрЯЖЕНие, СКоТоРымнуЖНоуМЕть

СпРАВЛяТЬСя.суЩес тВУЮтэфФекТи вные сПос ОБыеГ оснЯТия.

Рефлексия. Трудно было читать текст? Что понадобилось вам для быстрого выполнения этого задания? (умение концентрироваться, быть внимательным).

Психолог. Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на нашем занятии? Чему мы будем учиться? (Ответы учащихся)

Да, сегодня мы с вами научимся различным способам снятия эмоционального напряжения. И тема нашего занятия «Мои ресурсы».

А сейчас мы с вами организуем дискуссионный клуб «Мои ресурсы»

Дискуссионный клуб «Мои ресурсы»

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.

Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе ! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы (способ деления по принципу 1 й, ,2 й , 3 й , 4 й используя время суток: утро, день, вечер, ночь).

В группе выбирают секретаря , спикера , таймера и председателя .

Функции председателя : следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.

Функции секретаря : записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.

Функции спикера : излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.

Функции таймера : следить за временем, отведенным на дискуссию.

Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:

- Выработайте как можно больше идей.

- Все идеи записываются.

- Ни одна идея не отрицается.

Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.

Психолог. На работу вам дается 4 минуты. Предлагаю вам задания для обсуждения.

Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила группы.

Задание 1-й группе : выберите и предложите эффективные способы снятия нервно-психического напряжения;

Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально.

    спортивные занятия

    контрастный душ

    мытье посуды

    пальчиковое рисование

    скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты

    громко спеть любимую песню

    потанцевать под музыку

    смотреть на горящую свечу

    вдохнуть глубоко 10 раз

    погулять в лесу, покричать

    выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

- сядь удобно,

- глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

- задержка дыхания (2–3 секунды)

    заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения

    свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в ведро. Из другой газеты слепить свое настроение

    погулять в тихом месте на природе

    покричать то громко, то тихо

    противострессовое дыхание : медленно сделайте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.

- Какие способы вы хотели бы использовать?

Задание 2-й группе : 7 важных моментов в организации режима дня в период подготовки к экзаменам

Режим дня

Раздели день на три части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Правильная организация рабочего места для подготовки к экзамену?

Задание 3-й группе : формулы самопрограммирования для достижения цели

Дополните до 10 формул самопрограммирования.

Формулы самопрограммирования для достижения цели :

    Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.

    Я могу управлять своими эмоциями.

    Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

    Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

    Я твердо уверен(а), что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Задание 4-й группе : нарисуйте 2 портрета: учащегося 9-го класса готового к экзамену и учащегося 9-го класса не готового к экзамену. Опишите основные психологические особенности каждого из этих школьников.

    Заключительная часть.

Выступление групп.

Упражнения «Танец пера»

Психолог. А сейчас предлагаю вам игру, которая идеально снимает напряжение.

Инструкция. Встаньте, если хотите закройте глаза. Почувствуйте свои ступни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки. Теперь представьте себе, что вы превратились в очень легкое маленькое перышко, может быть даже в нежную пушинку.

Изобразите парение и танец перышка, носимого ветром по комнате - начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость. Иногда оно, возможно, крутится, иногда летит низко над полом, иногда зависает высоко - все это очень легко, с неожиданными, прекрасными, гармоничными движениями. Подумайте, как вы можете задействовать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка.

И в это время, когда вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу двигаться очень легко, я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем». (1-2 минуты)

А теперь «перышки» должны постепенно успокоиться и замереть – летите потихоньку обратно на свои места.

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»

Участникам сообщается следующее: "А теперь давайте похвалим себя за что-нибудь. Сейчас наступил период, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."

Рефлексия. Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?

    Рефлексия

Психолог. В заключение нашей встрече поделитесь своими мыслями, чувствами, настроением.

Как вы думаете, почему важно снимать эмоциональное напряжение? (Снятие нервно-психического напряжения помогает в учебе и в подготовке к экзаменам) Что наиболее полезным для вас было на занятии? Что больше всего запомнилось?

Помните, что первым шагом к успеху в любом деле является психологическая установка, вера в себя и свои силы. Эмоциональное напряжение – лишь одна из трудностей, с которыми сталкивается школьник, но с этой трудностью можно легко справиться .

ОГЭ советы психолога

Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.

Рекомендации старшеклассникам при подготовке к экзаменам:
1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте - сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Экзамены - это стресс и для школьников, и для учителей, и для родителей. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.

Как помочь подготовиться к экзаменам (практические рекомендации для родителей)

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.
Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись -вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
.Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
. В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы девятиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
.Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Газета «Школьный психолог», № 7, 2003 г.

Советы родителям
1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.
11. Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

Психологическая подготовка выпускников к ГИА

В рамках подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее ГИА) в 2015 году в МБОУ «Школа № 54» был разработан и проведен комплекс мероприятий по психологической подготовке к ГИА обучающихся выпускных классов.

п/п

Наименование мероприятий

Изучение индивидуальных и личностных особенностей выпускников школы

Индивидуальные консультации для учителей, родителей, выпускников с целью снижения напряженности и тревожности

Выступление на родительском собрании выпускников «Экзамен – способ проверки знаний или психологические испытание?»

Выступление на классных часах обучающихся 11х классов с рекомендациями по подготовке к сдаче ЕГЭ.

Тема: «Рациональное использование времени учащихся».

Тема: «Приемы и способы развития памяти, внимания учащихся».

Тема: «Здоровье. Как уберечься от неприятных сюрпризов?»

Тренинговые занятия:

- «Плюсы и минусы ГИА: объективный взгляд на экзамен»,

- «Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене. Снятие эмоционального напряжения»,

- «Уверенность на экзамене»,

- «Развитие памяти, внимания, самоорганизации и самоконтроля»

Программа тренинговых занятий «Формула успеха» , разработанная психологом позволила оказать психологическую помощь выпускникам при подготовке и сдаче ГИА.

Задачи программы:

Познакомить выпускников с особенностями и процедурой проведения ГИА для снятия тревожности и повышения интереса к результатам экзамена;

Научить справляться с псих=оологическими трудностями при подготовке к сдаче экзаменов;

Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;

Осваивать на практике методы саморегуляции, снижения напряжения, самооподдержки.

Оптимальная форма фронтальной психологической подготовки выпускников к ГИА – психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзамене, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки.

Психологом были разработаны и доведены до выпускников и их родителей «Советы психолога по сдаче ГИА», «Памятка родителям по подготовке к сдаче ГИА», «Памятка выпускникам по сдаче ГИА».

Советы психолога по подготовке к сдаче ГИА

Скоро экзамены! У вас достаточно времени, чтобы к ним подготовиться. А как должна проходить эта подготовка, что нужно сделать, чтобы настроить себя на успешную сдачу экзаменов?

Памятка выпускникам по подготовке к сдаче ГИА

Памятка родителям по подготовке к сдаче ГИА


Не секрет, что успешность сдачи экзаменов во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзамену, попробуйте выполнить несколько советов.

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Анкета «Готовность к сдаче экзамена»

Я хорошо представляю, как проходит экзамен

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Считаю, что результаты экзамена важны для моего будущего

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Думаю, что у экзамена есть свои преимущества

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче экзамена

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Чувствую, что сдать экзамен мне по силам

Полностью согласен

12345678910

Абсолютно не согласен

Анализ данных

Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими – 8 и больше.

Знакомство с процедурой : низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги : высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации : низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля .

Приложение 4

Анкета «Определение детей группы риска»

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

ДА

НЕТ

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

Решение по какому – либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

Всегда и во всем исполнителен

Часто бывает несдержанным

Хорошо делает что – либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому – нибудь другому

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

При выполнении какой – либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь

Выполненную работу обычно не проверяет

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

При выполнении какой – либо работы очень быстро устает

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

Часто бывает неаккуратным

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

Часто отвлекается при выполнении какой –либо работы

В работе часто бывает небрежен

Всегда стремится получать только отличные оценки

Всегда и во всем медлителен и малоподвижен

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

Равнодушен к оценке своей работы

Заранее свои действия планирует с трудом

Часто жалуется на усталость

Все делает медленно, но основательно

Ключ к анкете «Определение детей группы риска»

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группы риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные дети

1, 8, 13, 30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19, 21, 31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

Отличники и перфекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18, 24, 33

Использованная литература:

1. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ.




КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники