Парфянская империя. Политическая история парфянского царства. Контакты с Китаем

Парфянское царство. Краткая история

Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.

Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей". Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою "Книгу царей".

Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о "темных веках" в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.

С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.

Основателем Парфянского царства считается Аршак - "человек неизвестного происхождения, но большой доблести..." (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии. Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии - кочевые племена парны (или дахи - название большого племенного союза, в который входили и парны).

Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э. Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II. В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III, совершившим победоносный поход на восток.

К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия. Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы - "Великой Парфии" - произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.). К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе - большинство областей Ирана и Месопотамию. Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII. Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название "юэчжи"; античные авторы называли их тохарами). В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 - ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 - ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел "присоединить к Парфянскому царству многие страны". Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).

В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле, открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы - контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер. Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.

Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).

В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний. Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония. После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.

Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне, Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция - "Ассирия", а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают "золотой трон" Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага - возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

Список литературы

1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.world-history.ru/

Парфянское царство

древнее государство, возникшее около 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории - парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов (См. Аршакиды)) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230-227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III (См. Антиох III). Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парпы были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, Парфянский язык и местные верования).

Около 170-138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов: Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123-88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. - северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая , где был возведён на престол Тигран II.

Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором (См. Митридат VI Евпатор)). По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57-37/36 дон. э.) римские войска под команд. М. Лициния Красс а вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (См. Карры) (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39-37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (См. Антоний) (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57-55, 31-25 до н. э., достигла своего апогея в начале 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52-79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114-117, 163-165, 194-198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. ц. прекратило существование; его территория вошла в состав государства Сасанидов (См. Сасаниды), основателем которого был Ардашир I.

П. ц. не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати - «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория П. ц. делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в П. ц. не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе - как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура). В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. ц. были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили Айван ы (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1-3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. ц. распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы (См. Ниса)), мелкая пластика (в Маргиане (См. Маргиана)). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. ц. выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.: иллюстрации см. т. 18, стр. 28 ), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.

Храмовая архитектура западной части П. ц. характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий Перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища (См. Жилище) характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, «Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1-2], М., 1960-66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н. э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; «Вестник древней истории», 1968, №1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Wolski J., L"historicité d"Arsace I, «Historia», 1959, Bd 8, №2; Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., : _Schlumberger D., L"orient hellénisé, P., 1970.

Г. А. Кошеленко.

Парфянское царство.

Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1-3 вв. Разрез и план.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Парфянское царство" в других словарях:

    В период своего наивысшего могущества, ок. 60 до н. э … Википедия

    Современная энциклопедия

    Государство в 250 до н. э. 224 н. э. к юго востоку от Каспийского м. Название от парфян иранского племени. Территория в период расцвета (сер. 1 в. до н. э.) от Двуречья до р. Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 его территория входила в… … Большой Энциклопедический словарь

    Государство в 250 г. до н.э.Ч 224 г. н.э. к юго востоку от Каспийского моря. В период расцвета (середина 1 в. до н.э.) занимало пространство от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 г. н.э. его территория входила в государство… … Исторический словарь

    Парфянское царство - ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО, государство в 250 до нашей эры 224 нашей эры к юго востоку от Каспийского моря. Территория в период расцвета (середина 1 в. до нашей эры) от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на востоке. С 224 его территория входила в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ниса - древний средневековый город в предгорье Копетдага, у современного селения Багир, ныне представляет собой развалины двух городищ: Новая Ниса и Старая Ниса. Самые ранние следы человеческой деятельности на месте Новой Нисы относятся к IV-II тыс. до н.э. В I тыс. до н.э. здесь уже существовало достаточно крупное оседлое поселение. Согласно преданию, во времена Дария Гистаспа (VI в. до н.э.) поселение стало пограничной крепостью, которая преграждала путь вторгавшимся с севера воинственным кочевникам.

В IV веке до н.э. империя Ахеменидов рухнула под ударами греко-македонских войск. При Селевкидах - преемниках Александра Македонского - образовались самостоятельные государства Бактрия, Парфия и Хорезм. Они прошли в своем развитии динамичный, насыщенный событиями исторический путь, достаточно хорошо освещенный в трудах античных авторов. Наиболее заметных успехов добилась Парфия, просуществовавшая почти 600 лет (с III века до н.э. по III век н.э.) и ставшая уже к I веку н.э. грозным соперником Рима. Это была огромная империя, в период своего расцвета простиравшаяся от Средиземноморья до Северо-Западной Индии. А ее колыбелью, первоначальным ядром была Партава - историческая область обитания парфян, которую разделяет на две части хребет Копетдаг. Одна из них примерно соответствует территории современного Ахалского велаята в Туркменистане.

Именно здесь, не раньше 247 года до н.э., племя апарнов (или парнов), став крупным объединением кочевников, обитавших в Каракумах, во главе со своим вождем Арсаком захватило Партаву (Северную Парфию). Греческий наместник этой сатрапии Селевкидов был убит, Арсака же объявили царем независимой Парфии. Затем он занял Гирканию (область юго-восточнее Каспийского моря), где впоследствии возникла первая столица Парфянскою царства - Гекатомпилы. Город Парфавниса стал административным и экономическим центром владения династии Арсакидов на земле их предков.

По этой причине они и устроили здесь усыпальницу своих первых царей. Пригород Парфавнисы окружала глинобитная стена длиной 7 км, а весь округ с прилегающими селами также был охвачен кольцом стен.

При Митридате (174-136 гг. до н.э.) на месте Старой Нисы была воздвигнута царская крепость Митридаткерт (площадью около 14 га) с 43 башнями. С точки зрения античной техники крепость являла собой неприступную твердыню. В II-I вв. до н.э., в пору расцвета Парфянской империи, Ниса приобрела статус царского святилища, где, возможно, существовал некрополь членов Арсакидской династии. Именно к периоду расцвета культуры Парфии II-I вв. до н.э. относятся многочисленные археологические находки, сделанные в середине XX в. Это руины храмовой архитектуры с монументальной глиняной скульптурой, мраморные статуи, целая коллекция культовых ритонов из слоновой кости с рельефным орнаментом, украшения и мелкая пластика из металла и терракоты, вооружения, утварь и др. Обнаружены также хозяйственные документы (в основном по учету продуктов виноделия) написанные арамейским алфавитом на парфянском языке.

В 226 году н.э., когда Парфянское государство было разбито и прекратило свое существование, а к власти пришли Сасаниды, основавшие новую державу, Старая Ниса как династийная обитель парфянских царей была в первую очередь полностью разрушена и пришла в полнейший упадок. Неумолимо стала искореняться парфянская вольница. Как отмечает крупнейший специалист по парфянской культуре, на протяжений многих лет ведущий археологические исследования на городищах Нисы, доктор исторических наук В. Н. Пилипко: «к концу своего правления Сасаниды добились поставленной цели - память о парфянах, казалось, исчезла навсегда. Людей, говоривших на парфянском языке и называвших себя парфянами, в мире не стало. Но народ, как таковой, в действительности не исчез, меняя своё название, язык и обычаи, он продолжал жить на своей земле, и в жилах современных туркмен значительная доля парфянской крови. Преемственная связь многих поколений, проживавших на землях Южного Туркменистана, еще более явственно прослеживается при изучении местной культуры, и это в значительной мере объясняет живой интерес современного населения к культуре древней Парфии, которое рассматривает её как неотъемлемую часть своего прошлого».

По единодушному мнению исследователей, ключевыми памятниками для познания канувшей в века парфянской культуры, бесспорно, являются городища Старая и Новая Ниса, хранящие в археологических слоях бесценные сведения о материальной культуре и искусстве одной из великих держав античного мира. Вот почему в 2007 году парфянские крепости Нисы были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальные объекты давно исчезнувшей цивилизации.

, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря самых дальних восточных областей - Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до х.э. во время междоусобиц двух селевкидских царевичей - Селевка и Антиоха.
Парфянский период длился дольше, чем ахеменидский: на него приходится без малого пять веков - со второй половины III в. до х.э. (отложение Парфии от Селевкидов) по первую четверть III в. х.э. (возвышение и окончательная победа над последними парфянскими царями династии Сасанидов). Но позднейшая иранская историческая традиция (восходившая к Сасанидам) не сохранила об этом периоде почти никаких сведений. "Их корни и ветви были короткими, так что никто не может утверждать, что их прошлое было славным. Я не слышал ничего, кроме их имен, и не видел их в летописях царей". Такая память осталась о парфянах к Х в. х.э., когда персидский поэт Фирдоуси писал свою "Книгу царей".
Парфяне вошли в мировую историю прежде всего как могущественные и коварные противники римских легионов, сражавшихся на Востоке. И до самого недавнего времени, не имея других источников, историкам поневоле приходилось смотреть на парфян глазами латинских и греческих авторов. Естественно, что взгляд их был недружелюбным и настороженным, а главное, беглым и весьма поверхностным. Так из-за неполноты и односторонности источников возникло представление о "темных веках" в истории Ирана, когда эллинистическое наследие оказалось в руках варваров-эпигонов, а духовная культура находилась в упадке. Только в XX в. стали появляться новые материалы (в первую очередь археологические находки), позволившие взглянуть на историю Пафянской державы по-новому.
С разной степенью подробности исследованы в настоящее время десятки городов и поселений парфянского времени на всей обширной территории государства. Яркую картину жизни небольшого пограничного римско-парфянского города удалось воссоздать благодаря работам в Дура-Европос на среднем течении Евфрата. В 20-30-е годы проводились раскопки одного из наиболее крупных эллинистических городов в Месопотамии - Селевкии на Тигре. Менее детально исследованы парфянские слои Ктесифона, одной из столиц Парфянской державы (тоже на Тигре). Проводились раскопки и ряда других городов - Ашшура, Хатры и др., начаты исследования одной из столиц - Гекатомпила, большие результаты дает исследование парфянских памятников в Южной Туркмении (т.е. в Парфии собственно), и в первую очередь многолетние раскопки остатков парфянского города Михрдаткерта (городища Старая и Новая Ниса в 16 км от Ашхабада). Здесь раскопаны несколько храмов, зданий общественного назначения и некрополь. Из наиболее интересных находок в Нисе следует назвать памятники парфянского искусства (глиняная и каменная скульптура, резные роги для вина - ритоны из слоновой кости). Но особое место занимает находка хозяйственного парфянского архива - написанные тушью на остраках (глиняных черепках) документы, учитывающие поступления вина с окрестных виноградников в царские погреба Михрдаткерта, а также его выдачу. Всего архив из Нисы содержит более 2500 таких документов, относящихся к I в. до х.э.
Основателем Парфянского царства считается Аршак - "человек неизвестного происхождения, но большой доблести..." (пишет римский историк Юстин). Его имя дало название династии Аршакидов. Не исключено, что Аршак был выходцем из Бактрии. Но основной силой, на которую он опирался, были северные соседи Парфии - кочевые племена парны (или дахи - название большого племенного союза, в который входили и парны).
Отложение Бактрии и Парфии от Селевкидов относят к середине III в. до х.э., но захват власти Аршаком произошел несколько позже, вероятно в 238 г. до х.э. Первые десятилетия существования Парфянского царства были заполнены напряженной борьбой за расширение владений и отражением попыток Селевкидов вернуть себе власть над мятежной областью. В 228 г. до х.э., когда на парфянском престоле находился уже брат Аршака I Тиридат I, только помощь кочевых среднеазиатских племен спасла парфянского царя от поражения во время похода на Парфию Селевка II . В 209 г. до х.э. сын Тиридата I был вынужден, уступив часть владений, заключить мир с селевкидским царем Антиохом III , совершившим победоносный поход на восток.
К этому времени под властью Аршакидов уже находились богатая прикаспийская область Гиркания и частично Мидия. Но окончательное превращение Аршакидов из скромных владетелей сравнительно небольшой области в могущественных повелителей мировой державы - "Великой Парфии" - произошло только при Митридате I (171-138 гг. до х.э.). К концу его царствования владения Аршакидов простирались от гор Гиндукуш до Евфрата, включая (кроме собственно Парфии и Гиркании) на востоке области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе - большинство областей Ирана и Месопотамию. Селевкиды безуспешно пытались противостоять напору Аршакидов: Митридат I взял в плен и поселил в Гиркании Деметрия II Никатора, а сын и преемник Митридата I Фраат II (138-128-27 гг. до х.э.) упрочил завоевания парфян, нанеся в 129 г. до х.э. поражение Антиоху VII. Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Аршакидов с востока стала угрожать нахлынувшая из степей Центральной Азии волна кочевых племен (в китайских династийных хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название "юэчжи"; античные авторы называли их тохарами). В борьбе с этими племенами нашли свою смерть и Фраат II, и правивший после него Артабан I (128-27 - ок. 123 гг. до х.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (ок. 123 - ок. 88 гг. до х.э.). Упрочив границы своего царства, Митридат II сумел "присоединить к Парфянскому царству многие страны". Особенно активной была его внешняя политика в Закавказье (в частности, в Армении).
В 92 г. до х.э. Митридат II, отправив посольство к Сулле , открыл совершенно новую страницу во внешней политике Парфянской державы - контакт с Римом. В последующем отношения между двумя государствами имели далеко не мирный характер. Парфия оказалась главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. Борьба, для которой находилось немало поводов, шла с переменным успехом в течение трех веков: закованных в цепи парфян разглядывали на нарядных улицах Рима во время очередного триумфа, а тысячи римских легионеров изведали тяготы плена в глубине Парфянской державы.
Самую яркую победу парфянам в этой борьбе принес 53 год до х.э., когда в битве при Каррах (Харран в Верхней Месопотамии) римское войско потерпело сокрушительное поражение (только убитыми римляне потеряли 20 тыс.).
В 52-50 гг. до х.э. парфянами была оккупирована вся Сирия, в 40 г. до х.э. парфянскую конницу видели у стен Иерусалима. В 39 и 38 гг. до х.э. успех был на стороне римлян, но в 36 г. до х.э. снова полной неудачей окончился большой поход римского войска против парфян. На этот раз римлян возглавлял Марк Антоний . Это произошло уже в царствование Фраата IV (38-37-3-2 гг. до х.э.), использовавшего победу для установления длительных мирных отношений с Римом. В 20 г. до х.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония . После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.
Но в 115 г. х.э., уже при императоре Траяне , Армения и Месопотамия были объявлены римскими провинциями. В 116 г. х.э. создается новая римская провинция - "Ассирия", а войска Траяна вступают в Селевкию и в парфянскую столицу Ктесифон, где захватывают "золотой трон" Аршакидов. Только смерть Траяна (117 г.) поправила дела парфян. Однако в 164 г. х.э. (при императоре Марке Аврелии) римляне снова вторглись в Месопотамию, сожгли Селевкию и разрушили царский дворец в Ктесифоне. В 198-199 гг. армия императора Септимия Севера нанесла новое сокрушительное поражение парфянам и захватила в Ктесифоне царские сокровищницы и 100 тыс. пленных. Победа последнего парфянского царя, Артабана V (213-227), над римлянами в 218 г. возвратила Аршакидам Месопотамию, но их трон уже сотрясался в это время под ударами внутреннего врага - возвысившейся в провинции Парс династии Сасанидов, которым предстояло не только поставить последнюю точку в истории Аршакидов, но и продолжить их борьбу с Римом.

Парфия, которую освободил из-под власти Селевкидов местный сатрап Андрагора, не получила желанного покоя и стабильности, потому что вскоре, уже в середине III в. до н. е., ее завоевали родственные скифам и массагетами полукочевые племена - парни, которые восстали против лукавых греческих торговцев. Вождь парни, Аршак, взял себе царский титул, а все его преемники верит на вал и себя Аршак. Сначала это царство (его назвали Арша-кидським или Парфией) существовало в составе собственно Парфии и соседней Гиркании, однако уже во II в. до н. е. оно завоевало Мидию и расширило свои западные границы в Месопотамию (парфянского царя Митридата И провозгласили в 141 г. до н. э. е. "царем" в Вавилоне). Парфия, таким образом, объединила Иран и Туран (Среднюю Азию) и стала мировой державой.

В середине II в. до н. э., когда под натиском кочевников распалось Греко-Бактрийское царство, Парфянская государство уцелела. Однако она вступила в затяжной и опасный конфликт с могущественным Римом. В конце I - начале II в. н. е. Парфянское царство значительно ослабло из-за кровавых междоусобиц, которые умело разжигал и с выгодой для себя использовал Рим, и, наконец, потерял свою независимость - попало в руки римских ставленников.

Нарастал сепаратизм в Гиркании, Маргиане. Парфия претерпела несколько чувствительных поражений от римских легионов. В НЕТ ст. н. е. власть в ней захватил обладатель Перейди (одно из вассальных царств) Арташар Сасанидов. В Парфянским государстве развивались ремесла, оживился денежное обращение, вырастали города (Помпеи трога называл Парфию - конечно, преувеличивая - страной "тысячи городов»). Основным парфянским городом была Ниса (ее руины лежат вблизи нынешнего Ашхабада). Недалеко от нее был построен царскую резиденцию Аршакилив и их гробницу.

Кочевники-парни внесли существенные коррективы в парфянское общество. Они поставили местное население, по словам античного автора, "между рабством и свободой" - обложили крестьян-общинников налогами, прикрепили их к земле и обязали эту землю обрабатывать (в форме государственной повинности). В храмовых и государственных хозяйствах Парфии использовалась также рабский труд.

Парни не сделали Парфию сильной централизованной государством: они не имели соответствующего опыта. ее государственные структуры оставались аморфными, в значительной мере архаичными. Царя выбирали совета племенной знати и жрецов. Случалось, что на политический Олимп сходил не царское сын, а какой-то дальний родственник. Мелкие государства, входившие в состав Парфянского царства, сохраняли автономию.

Кушанских государство

На территории бывшего Греко-Бактрийского царства сначала было несколько мелких государств, возглавляемых вождями кочевых племен. Один из таких властителей, Герай, именовал себя кушанцем и изображался на монетах вооруженным всадником, чтобы никто не сомневался в его приверженности кочевого мира. Свои владения он всячески расширял, и это, в конце концов, привело к появлению где в I в. н. е. Кушанской государства. Это государство на западе граничила с Парфией, на востоке - с ханьским Китаем. Основал ее Кадфиз I, взял себе титул "царя царей". Он, а еще больше его сын Кадфиз II, осуществили военную экспансию в Северо-Западную Индию, значительная часть территории которой (видимо, в г.. Варан ас и) вошла в состав Кушанской империи - необозримой, однако непрочной. Среди обладателей этой империи наиболее известный Канишка, который сделал своей столицей г.. Пурушапуру (совр. Пеша-вар). Кушанских империя просуществовала недолго. Она потерпела сокрушительное поражение в войне с сасанидским государством.

В середине IV в. н. е. сасанидские войска уже хозяйничали на территории Бактрии. С тех пор сасанидские наместники в Бактрии называли себя "царями кушан", даже "большими царями кушан".

Кушаны умело воспользовались тем, что из-за их государство пролегал основан в конце I тыс. До н. е. Великий шелковый путь. Они наладили оживленную торговлю с Римом, Китаем, другими государствами Запада и Востока. В Рим они доставляли рис, хлопчатобумажные изделия, пряности, духи, сахар, слоновую кость, драгоценные камни, а из империи ввозили ткани, одежда, изделия из стекла и драгоценных металлов, вина, произведения искусства и тому подобное.

Не обошла цивилизация и другой уголок Средней Азии- Согд, известный своими оазисами в долинах Кашкадарьи и Зеравшана. Согд, столицей которого был г.. Мараканда (окраина современного Самарканда), очевидно, входил в состав государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства. Источники рассказывают о нем крайне скупо.

В низовьях Амударьи заметную роль играл Хорезм, который в IV в. до н. е. видложився от государства Ахеменидов. Однако и его в конце концов постигла злая судьба, он стал жертвой набега кочевых орд (гуннов И тюрков). Структуру хорезмского общества источники воспроизводят только гипотетически. Похоже, в нем существовали большесемейных общины (20-40 человек), при этом в общинных хозяйствах использовался труд домашних рабов.

Культура, религия

Сейчас исследователи не сомневаются в том, что расцвет средневековой культуры Средней Азии в значительной степени базировался на унаследованной древней культуре этого региона.

Художественное ремесло развивалось в Средней Азии еще в неолитической сутки. Сохранились предметы тогдашнего гончарства, изделия из драгоценных металлов, бронзы, полудрагоценных камней. На плоских каменных печатях тогдашние умельцы искусно изображали сцены охоты, быков, драконов, тигров, змей, мифологических героев. В этих изделиях прослеживаются как местные, так и иностранные художественные формы.

Вхождение Средней Азии в состав империи Ахеменидов открыло новые возможности для культурных взаимовлияний. Среднеазиатская цивилизация существенно обогатилась, творчески позаимствовав элементы переднеазиатских культур. Об этом свидетельствуют предметы из большого "амударьинського сокровища", тогдашние дворцовые и храмовые комплексы, выдержанные в стиле "иранской" архитектуры.

В культуре Греко-Бактрийского царства преобладали эллинские черты, однако сохранилась И местная культурная традиция. Началось слияние культурных достижений Востока и Запада. Однако отчетливо прослеживается синтез местного и греческого культурных компонентов в Парфянским культуре. Эллинское начало сказалось в ней прежде всего на скульптуре. В иранском стиле возводились храмы (в их планировании сочетались круг с квадратом), однако их колонны принадлежали к коринфского греческого ордера. Ритоны из слоновой кости имели восточную форму, но отдельные их сюжеты (например, изображения олимпийских богов) выдержаны в эллински стиле. Характерно, что в Парфянскую сутки культура процветала только в городах, сельский люд жил в примитивной обстановке.

Весьма своеобразной была культура Маргиана, что больше напоминала Бактрийское, чем Парфянскую. Там надежно прижился зороастризм, хотя прокладывал себе путь и буддизм.

В кушанского культуре имеются три важнейшие компоненты: Бактрийское, древнегреческий и древнеиндийский, пришедший в Среднюю Азию вместе с буддизмом. Наряду с культурным официозом развивалась в кушан и народная традиция. Скажем, кушаны любили изображать вооруженных всадников.

Так Средняя Азия в древности была горнилом, в котором переплавлялись культурное достояние многих древних народов. ее культура в определенной степени повлияла на культурное развитие других регионов Древнего Востока и античного мира.

Разнообразным была религиозная жизнь среднеазиатской населения. Почитались местные племенные культы. Вероятно, что именно Средняя Азия, точнее, Бакгрия и Маргиана, стали родиной зороастризма. Из Индии на среднеазиатские просторы пришел буддизм.



КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники