Кто такой маленький человек. Значение словосочетания «маленький человек. История возникновения понятия «маленький человек»

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. История возникновения понятия «маленького человека» стр.4

2.2. Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель») стр.4 – 5

2.3. Отражение темы «маленького человека» в «Шинели» стр. 5 - 6

Н. В. Гоголя.

2.4. Образ «маленького человека» в творчестве стр. 6 - 7

Достоевского.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах стр. 7 - 9

В.М. Шукшина и М.М. Зощенко

3. Заключение стр. 9

4. Список литературы стр. 10

Введение.

Общеизвестны слова: ― «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», хотя их авторство и
обстоятельства произнесения обсуждаются до сих пор. Зато сам смысл притягателен:
Гоголь сумел рассказать о чем-то таком, что потом углубляли, развивали, разрабатывали
другие писатели, он вывел человеческий тип, который был и будет всегда.
А может, ― «мы» - это обычные люди, не раз побывавшие на месте Башмачкина?
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской
литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годы XIX века.
Этот образ интересовал писателей, и многие произведения помогают
донести до нас высокую ценность «маленьких» людей.
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 -
20 веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.
В своей работе я попыталась раскрыть значимость каждого героя в отдельных
произведениях классиков и писателей 19 - 20 века.

Актуальность (значимость) данной темы: за всей обыденностью нашей жизни мы не замечаем рядом «маленьких людей», их существования в обществе. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип - униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого маленького человека? Судя по всему, нет. Точно так же беззащитен он перед прохожими, аферистами, начальством, конторами, отделами, организациями, властью, государством, судьбой, обстоятельствами, да и мало ли ещё обидчиков у горемыки? Авторы - и мы вместе с ними - скорбим не только о безвременной кончине маленького человека, но о потере самого звания человека, когда людей делят на значительных и незначительных, когда пренебрегают робкими, слабыми, терпеливыми, обижают и равнодушно отнимают у них самое дорогое, поэтому актуальность темы «маленького» человека не меркнет и сегодня.

Проблема исследования: эволюция образа «маленького» человека в произведениях русских писателей.

Объект исследования: творчество русских писателей.

Предмет исследования: образ «маленького» человека.

Цель исследования: выявление и сопоставление символического характера
«маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Задачи исследования:

1. Обобщить и сопоставить критическую литературу по теме.

2. Проанализировать произведения,

3. Проследить развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Гипотеза исследования: образ «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Методы исследования:

Анализ прочитанного материала;
- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;
- сравнивание и сопоставление героев;
- использование Интернет ресурсов.

Основная часть.

История возникновения понятия «маленький человек».

Первый период русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, войны. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени. Пётр I строил «сильное» государство. Классицистов волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма, писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, открывшим мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза». Повествователь с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Автор не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой человек так же несчастен, как и крестьянская девушка. Но и это особенно важно: Карамзин едва ли не первый открыл в русской литературе «живую душу» в «маленьком человеке», в представителе «низшего» сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, бедам. Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям, как Пушкин, Гоголь, Достоевский.

». Традиции Пушкина продолжил Н.В.Гоголь в повести «Шинель ».

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. Чехов , М. Горький , Л. Андреев , Ф. Сологуб , А. Аверченко , К. Тренёв , И. Шмелёв , С. Юшкевич . Силу трагизма маленьких людей - «героев зловонных и темных углов» (А. Григорьев) - верно определил П. Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе.

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» - 1838, Е. Гребенки ; «Шинель» - 1842, Н. Гоголя); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» - 1898, А. Чехова; «Наш человек в футляре» - 1989, В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» - 1846, Ф. Достоевского ; «Дьяволиада» - 1924, М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» - 1834, Н. Гоголя; «Двойник» Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» - 1848, Ф.Достоевского, «Смерть чиновника» - 1883, А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли («Хамелеон» - 1884, А. Чехова; «Веселые устрицы» - 1910, А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех» - 1861, А. Писемского ; «Горы» - 1989, Е. Попова) которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств («Верное лекарство» - 1840, Е. Грёбенки; «Маленький человек» - 1905, Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («Старческий грех» - А. Писемского; «Рассказ о Сергее Петровиче» - 1900, Л. Андреева)

Примечания

Литература

  • Mazurkiewicz E., Mały człowiek, , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 152-154.
  • Gonczarowa O., Sentymentalizm, Idee w Rosji. Leksykon rosyjsko-polsko-angielski , t. V, pod red. Andrzeja de Lazari, Łódź 2003, s. 256-260.
  • Сахарова Е. М., Семибратова И. В., Энциклопедия русской жизни , Москва 1981.

Ссылки

  • Ерофеев, В. Тревожные уроки Мелкого беса
  • Дмитриевская, Л.Н. Новый взгляд на образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. - Киев, №4, 2009. С.2-5.
  • Эпштейн, М. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маленький человек" в других словарях:

    Мелочь, пятая спица в колеснице, мелкота, ноль, ничто, не велика птица, пустое место, никто, отставной козы барабанщик, мелкая сошка, ноль без палочки, ничтожность, десятая спица, малые мира сего, мелюзга, пешка, стрюцкий, последняя спица в… … Словарь синонимов

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», Грузия, KVALI (Грузия), 1993, ч/б, 3 мин. Анимация. История о маленьком фантазере, который пытается заставить всех поверить вего выдумки. И вот однажды он действительно лицом к лицу сталкивается смонстром... Режиссер: Амиран… … Энциклопедия кино

    «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» - в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением … Литературный энциклопедический словарь

Тебя называют Маленьким Человеком или Обыкновенным Человеком. Тебе говорят, что пришло твое время - наступила "Эпоха Обыкновенного Человека".

Но ты не говори так, маленький человек. Пусть так говорят они: вице-президенты великих наций, лидеры профсоюзов, сытые буржуа, государственные мужи и философы. Они дают тебе будущее, но им и в голову не приходит спросить о прошлом.

А ты унаследовал ужасное прошлое. Твое наследство - это алмаз, превращающийся в золу прямо на твоих глазах. Вот о чем я хочу рассказать тебе.

Любой человек, будь то врач, сапожник, механик или учитель должен знать свои ограничения, если ему приходится зарабатывать на жизнь трудом. За несколько десятилетий ты проявил себя по всему свету. Будущее человечества как вида будет зависеть от образа твоих мыслей и твоих действий. Но твои учителя и хозяева не объяснили тебе, как надо мыслить и чем ты, в действительности, являешься - никто не смеет навязывать тебе единственно верный способ стать хозяином своей судьбы. Ты "свободен" только от одного - от самокритики, дающей тебе возможность распоряжаться собственной жизнью.

Я никогда не слышал такого рода жалоб: "Ты возвеличиваешь меня как будущего хозяина себе самому и своему миру, но ты не говоришь о том, каким образом человек становится хозяином себе и о том, в чем ошибаюсь я, какие ошибки содержатся в моих мыслях и действиях".

Ты позволяешь власть имущим требовать власти "для маленького человека". Но сам ты при этом молчишь. Ты помогаешь сильным обрести еще большую власть или позволяешь слабым и зловредным людям представлять твои интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в дураках, оказывается слишком поздно.

Я понимаю тебя. Поскольку я множество раз видел твое тело и душу обнаженными, без масок, политических ярлыков и национальной гордости. Обнаженными как новорожденный младенец, как маршал в нижнем белье. Я слышал твои рыдания и жалобы; ты делился со мной своими неприятностями, своими чаяниями, раскрывал мне свою любовь и страдания. Я знаю и понимаю тебя. Я собираюсь рассказать тебе, кто ты есть на самом деле, маленький человек, ибо я по-настоящему верю в твое будущее. Ибо будущее, несомненно, принадлежит тебе.

Взгляни на себя, маленький человек. Постарайся увидеть себя таким, каков ты есть. Осознай, что ни один из твоих лидеров не смеет сказать тебе: "Ты - "маленький человек "или "обыкновенный человек". Вдумайся в двойное значение слов "маленький" и "обыкновенный"...

Не прячь голову в песок! Имей мужество взглянуть на себя! "По какому праву ты поучаешь меня?" Этот вопрос я вижу в твоих испуганных глазах. Я улавливаю тот оскорбительный тон, которым ты задаешь его, маленький человек. Ты просто боишься посмотреть на себя, ты боишься критики и той силы, которую обещает тебе этот честный взгляд. Какая для тебя польза от этой силы?

Ты не знаешь. Ты боишься признаться себе в том. что между тобой и тем, кем ты хотел бы когда-нибудь стать есть разница. Ты хотел бы быть свободным, а не запуганным: искренним, а не ходульным; способным любить; не походить на ночного воришку, а жить при ярком дневном свете.

Ты презираешь себя, маленький человек. Ты говоришь: "Да кто я такой, чтобы иметь свое собственное мнение и создавать свой собственный мир?" Ты прав: кто ты такой, чтобы предъявлять права на свою жизнь? Вот я и собираюсь рассказать тебе, кто ты такой.

Лишь одно отличает тебя от великого человека: великий человек был когда-то очень маленьким человеком, но он воспитал в себе одно важнейшее качество: он осознал свою ничтожность, а также узость и ограниченность своих помыслов и деяний. Решая какую-то очень важную для себя задачу, он увидел, насколько его малость и незначительность ставят под угрозу его счастье.

Другими словами, великий человек понимает в чем и как он является маленьким человеком, в то время, как маленький человек не только не понимает этого, но и боится понять.

Он прячет свою ничтожность и ограниченность, прикрываясь иллюзией силы и величия. Он гордится своими генералами, но не собой. Его восхищает мысль, что в них есть что-то такое, чего нет в нем.

Чем меньше он понимает, тем больше он утверждается в этом заблуждении, и наоборот - чем больше он понимает, тем скорее он отвергает подобную идею. Пожалуй, я начну с маленького человека в себе самом. На протяжении двадцати пяти лет я выступал в защиту твоего права на счастье на этом свете, отвергая твою неспособность отстоять это право, которое ты завоевал, проливая свою кровь в борьбе на баррикадах в Париже и Вене, в сражениях Гражданской войны в США, совершая революцию в России.

Но твой Париж кончился с приходом Петена и Лаваля, твоя Вена - с приходом Гитлера, твоя Россия - с приходом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с приходом к власти Ку-Клукс-Клана. Для тебя всегда было легче завоевать свободу, чем удержать ее. Все это мне известно уже давно.

Но чего я не могу понять, так это то, почему снова и снова, выбираясь с кровавыми боями из одного болота, ты обязательно погружаешься в новое болото, еще хуже предыдущего. Затем, тщательно и осторожно осматриваясь вокруг себя, я постепенно пришел к выводу: твой главный поработитель - ты сам. Больше в твоем порабощении обвинять некого. Повторяю тебе: Никто больше не виновен! Не правда ли, это новость для тебя?

Твои освободители убеждают тебя в том, что твои угнетатели - это кайзер Вильгельм, царь Николай, папа Григорий XXVIII, Морган, Крупп и Форд. А кто твои освободители? Муссолини, Наполеон, Гитлер и Сталин.

Да я говорю: Никто, кроме тебя самого не сможет стать твоим освободителем?

Здесь меня смущает то, что я претендую на роль борца за правду и чистоту. Но сейчас, после того, как я решился рассказать тебе правду о тебе самом, меня беспокоит твое отношение к этой правде.

Истина опасна, если она касается тебя. Истина может быть благотворной, но любой бандит способен завладеть ею раньше других и воспользоваться по-своему. Если бы это было не так, ты не был бы тем, кто ты есть.

Мой разум говорит: "Всегда, чего бы это ни стоило, говори только правду ".

Маленький человек во мне говорит другое: "Было бы великой глупостью идти на поводу у маленького человека. Маленький человек не хочет слышать правды о себе. Он не желает иметь дело с той ответственностью, которая свалится на него при осознании им этой правды, хочет он того или нет. Он предпочитает оставаться маленьким человеком или стать маленьким большим человеком. Он мечтает разбогатеть, стать главой крупного концерна или председателем общества морального подъема. Но он не хочет брать на себя ответственность за свою деятельность, за обеспечение пропитанием, за строительство) шахты, транспорт, образование, научные исследования, деятельность администрации и тому подобное".

Маленький человек во мне продолжает: "Ты стал большим человеком. Ты приобрел известность в Германии, Австрии, Скандинавии, Англии, Америке и Палестине. Тебя ненавидят коммунисты и так называемые "спасители культурных ценностей". Тебя преследуют эмоционально инфицированные. Ты написал дюжину книг и полторы сотни статей о жизненных невзгодах и страданиях маленького человека. Твои работы изучаются в университетах. Другие одинокие большие люди считают тебя очень большим человеком. Ты занимаешь достойное место среди гигантов научной мысли. Ты совершил величайшее открытие века, поскольку ты обнаружил космическую жизненную энергию и законы жизненной материи. Ты объяснил природу раковой опухоли. Ты говорил правду. За все это ты был гоним во многих странах. Ты заслужил отдых. Наслаждайся своим успехом и славой. Твое имя звучало у всех на устах на протяжении целого ряда лет. Ты сделал достаточно. Так что можешь расслабиться. Посвяти себя работе над законами природы."

Вот что говорит маленький человек во мне, потому что он боится тебя, маленький человек.

Я много лет очень тесно общался с тобой, и, поскольку твою жизнь я познал через свою собственную, мне очень хотелось помочь тебе. Я продолжал общаться с тобой, ибо видел, что приношу тебе реальную пользу, и ты охотно принимаешь мою помощь, хотя и нередко со слезами на глазах.

То есть в - годах XIX века .

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина « ». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель ».

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек - тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. [ ]

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. П. Чехов , А. И. Куприн , М. Горький , Л. Андреев , Ф. Сологуб , А. Аверченко , К. Тренёв , И. Шмелёв , С. Юшкевич , А.Мещеряков. Силу трагизма маленьких людей - «героев зловонных и тёмных углов» (А. Григорьев) - верно определил Пётр Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе .

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» Е. Гребенки , 1838; «Шинель» Н. Гоголя, 1842); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» А. Чехова, 1898; «Наш человек в футляре» В. Пьецуха , 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» Ф. Достоевского , 1846; «Дьяволиада» М. Булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, 1834; «Двойник» Ф. Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» Ф. Достоевского, 1848, «Смерть чиновника» А. Чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («Хамелеон » А. Чехова, 1884; «Веселые устрицы» А. Аверченко, 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех»

"маленький человек"

"ма́ленький челове́к"

Ряд разнообразных персонажей в русской литературе 19 в., объединённых общими признаками: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищённость, что обуславливает особенности их психологии и сюжетную роль – жертвы социальной несправедливости и бездушного государственного механизма, часто персонифицированного в образе «значительного лица». Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая, однако, может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвлённой гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации. Тип «маленького человека», открытый А. С. Пушкиным («Медный всадник», «Станционный смотритель») и Н. В. Гоголем («Шинель», «Записки сумасшедшего»), творчески, а порой и полемически по отношению к традиции, переосмысляли Ф. М. Достоевский (Макар Девушкин, Голядкин, Мармеладов), А. Н. Островский (Бальзаминов, Кулигин), А. П. Чехов (Червяков из «Смерти чиновника», герой «Толстого и тонкого»), М. А. Булгаков (Коротков из «Дьяволиады»), М. М. Зощенко и др. русские писатели 19–20 вв.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое ""маленький человек"" в других словарях:

    Little Man Tate … Википедия

    Маленький человек Тэйт Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    Little Man Tate Жанр драма В главных ролях Джоди Фостер Дайенн Уист Длительность 95 мин … Википедия

    Мелочь, пятая спица в колеснице, мелкота, ноль, ничто, не велика птица, пустое место, никто, отставной козы барабанщик, мелкая сошка, ноль без палочки, ничтожность, десятая спица, малые мира сего, мелюзга, пешка, стрюцкий, последняя спица в… … Словарь синонимов

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», Грузия, KVALI (Грузия), 1993, ч/б, 3 мин. Анимация. История о маленьком фантазере, который пытается заставить всех поверить вего выдумки. И вот однажды он действительно лицом к лицу сталкивается смонстром... Режиссер: Амиран… … Энциклопедия кино

    - «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1989, цв., 174 мин. Повесть военных лет. В ролях: Пулат Саидкасымов (см. САИДКАСЫМОВ Пулат), Мухаммаджан Рахимов (см. РАХИМОВ Мухаммаджан), Матлюба Алимова (см. АЛИМОВА Матлюба Фархатовна),… … Энциклопедия кино

    - «Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20 30 годах XIX века. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный… … Википедия

    «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» - в литературе, обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением … Литературный энциклопедический словарь

    Разг. Пренебр. или Ирон. Незначительный, ничтожный в социальном или интеллектуальном отношении человек. БМС 1998, 618 … Большой словарь русских поговорок

    «Маленький человек» - обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическую мифологему, ввели в обиход литературные критики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники