Родоначальницей современных людей стала черная ева. Научный адам или библия-это не сказки. Вам может понравится

Написал: "вопрос на эту тему совсем не ко мне, а к теологам – пусть они разбираются". Попробую ответить, хотя вряд ли кто ответ увидит, т к тут уже накидала ответов воинствующая некомпетенция.

Итак, начнем с того, что данное изображение (как и аналогичные другие) появляются в позднем средневековье, может быть есть и средневековые изображение, но сути это не меняет. Традиция изображать праотцев появилась не так давно. Как писали выше, действительно "не подумали", да и очевидно художник не был знатоком биологии (по крайней мере не обладал всеми теми знаниями которыми обладаем теперь мы), в свою очередь такие изображение чаще всего не имеют нимбов, то есть это не иконы, изображение же праотцев на иконах носит иллюстративный характер.

Теперь касательно теологии. Есть несколько версий о происхождении (плотском\материальном происхождении) первых людей и кто это вообще были. Об этом весьма грамотно пишет митрополит Макарий в своем "Догматическом богословии".
1. Были созданы сами по себе, чудесным образом. Отъявленный креационизм, тут все ясно.
2. Были созданы посредством эволюции от человекообразных обезьян. Эволюция - инструмент Бога по созданию живых существ в конце концов созданием человека. Такая версия больше похожа на правду и науке не противоречит. В свою очередь этот пункт можно разбить на несколько подпунктов.
2.1. Адам и Ева непосредственно два конкретных человека произошедших от человекообразных обезьян и кто положил начало человеческому роду. Такой точки зрения придерживается большинство православных и католических богословов.
2.2. Адам и Ева - собирательные образы первых людей, которые произошли от человекообразных обезьян. Такая точка зрения критикуется (хотя лично я не вижу оснований для критики), т к косвенным образом оправдывает убийство, мол это не является братоубийством (не одной крови). Аргумент в критику все-равно слабый.
2.3. Адам и Ева - далекие первые предки (помимо которых уже было много самых разных первобытных людей), которые положили начало местным семитским народам, главным образом непосредственно ветхозаветному народу. Наименее популярная точка зрения.
3. Другие версии о происхождении Адама и Евы за счет того, что они прилетели с другой планеты на НЛО и прочие дичайшие версии рассматривать не буду, к тому же они являются абсурдными во всех смыслах и их придерживаются по сути дела секты.

Итак, собственно говоря второй пункт объясняет наличие пупков у первых людей, что не противоречит науке и подобного характера изображениям. Хотелось бы напомнить об образном аллегорическом характере книги Бытия. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Прах земной - имеется ввиду материя, в том числе органическая материя, в том числе животные, в том числе человекообразные обезьяны. Акт "дыхания жизни" - можно догадаться, человекообразная обезьяна обретает бессмертную душу от Бога, в том числе и разум. Животное становится человеком и первое его палеонтологическое отличие от животного - это способность к творчеству: создание орудий труда, изобразительного скального искусства; животное впервые делает себе одежду, что кстати описывается и в Библии, а значит является признаком уже человека.

На вопрос Александра Соколова касательно цвета кожи Адама и Евы отвечу под его ответом в комментариях.

Есть поверье, основывающееся тоже на библейской легенде, которое говорит, что домовые и их «родственники» - дворовые, банники, овинники и т. д., - это дети первых людей, Адама и Евы, родившиеся после их грехопадения. В легенде рассказывается, что эти дети были столь безобразны, что Адам, ужаснувшись, хотел утопить их. Но Ева сжалилась над ними и уговорила Адама не убивать детей, а спрятать их. После этого первые люди спрятали своих детей в укромных местах всего мира. Эти существа не показываются на глаза людям, и большинство из них недолюбливает человека. Однако домовой живет в мире с людьми и даже помогает им.

Адам, Ева и Лилит

По официальной версии Ветхого завета, первыми людьми были Адам и Ева, которые вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. А из свитков Мертвого моря, Талмуда и даже первоисточнике Библии на арамейском можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит.

Позднее текст Ветхого завета был переписан, и история Лилит была изъята.

Существует также версия, что Ева получила свое имя, означающее Жизнь, только после грехопадения и изгнания из Рая. Возможно, ранее она звалась Лилит…

Бог создал Лилит и Адама из глины. (По одной из версий, Лилит создана из огня).
И тут начались споры. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины. Она не хотела подчиняться Адаму, а, говоря на современном языке, отстаивала свое гендерное равенство и свои права.


Не сумев убедить Адама, она улетела к Красному морю, где ее настигли три ангела, посланные богом. Лилит отказалась вернуться. Тогда ангелы взяли с нее клятву в том, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена.


Проще говоря, получается, что Ева, это вторая жена Адама, причем созданная (клонированная) из ДНК Адама, а первой равноправной женой Адама, была именно Лилит...

Адам и Ева. Грехопадение



По библейским стихам получается, что если это Адам (только что созданный Богом человек, причем без указания пола), то он является очень грамотной и осведомленной о земной жизни личностью. Ему известно значение слов «муж, жена» и он знает о том, что прилепится к жене и забудет родителей своих. Кстати, о каких родителях идёт речь? Ведь у Адама кроме Родителя-Бога никого нет.

Да и Ева, если не клон его, то скорее сестра, чем жена, так как сделана из того же материала, что и он сам. Ответ один – всё это говорит сам Бог или, предвосхищая грядущие события, или тогда, когда грехопадение уже случилось.



ИМЯ ЗМЕЯ, которое УБРАЛИ из БИБЛИИ. Его звали Фаллос. Это плодотворящий дух ангела Земли, Сатаны. И события в Раю развивались иначе, а не так как они изложены в современном варианте БИБЛИИ. В одиночку, без помощи Адама, змей так и не смог искусить женщину. Тогда Фаллос предложил Адаму сначала отведать запретный плод, а затем сообща соблазнить Еву.

Из БИБЛИИ правду убрали, а вот оба соблазнителя, Адам и Фаллос, в паре, прилепленные друг к другу (наглядный пример последовательности событий в Раю), и по сей день занимаются на земле «райским грехопадением», продолжая вовлекать в него и Еву. Именно юноша является инициатором интимной близости, склоняет к этому девушку, а не наоборот.

Напоминанием о наказе Бога не есть плодов с Дерева добра и зла является девственная плева, преграждающая вход в плодоносящий райский ЭДЕМ. Плева - это знак ЗАПРЕТА и предостережение человеку от дальнейшего грехопадения и Божьего наказания. И пока этот вход закрыт - женская плоть свободна от искусителя, от похоти. Женщина вольна сама делать выбор – идти на уговоры Фаллоса или нет. Когда же девушка совершает на земле по собственной воле грехопадение, то есть, пренебрегая божественным запретом, идёт навстречу соблазнам мужчины-фаллоса, тогда вступают в силу следующие библейские строки:

… «Жене сказал: умножая
умножу скорбь твою в беремен-
ности твоей; в болезни будешь
рожать детей; и к мужу твоему
влечение твое, и он будет гос-
подствовать над тобою
»…
(Глава 3:16)

А над мужчиной господствует его райский наставник–искуситель, который постоянно при нем и от которого он находится в полной зависимости. Фаллос подчиняет себе мужчину с самой юности, будит его плоть, уводя сладостными снами в Эдем. Более того, мужчина ценит этого наставника и почитает его, порой, больше БОГА.

Бог и это предвидел, а потому сказал Адаму:

…« …проклята земля за тебя:
со скорбию будешь питаться от
нее во все дни жизни твоей
»…
(Глава 3:17)

Почти то же самое Он сказал и Змею:

… «...за то, что ты сделал это, проклят
ты пред всеми скотами и пред
всеми зверями полевыми; ты бу-
дешь ходить на чреве твоем, и
будешь есть прах во все дни
жизни твоей
»…
(Глава 3:14)



В этих двух стихах идет речь о проклятьях. Да, Адам и Фаллос «потрудились» в райском саду «на славу». И на Земле умудрились опорочить Еву, сделать ее виновницей грехопадения.

Адам и Ева. Потерянный Рай


За проступком последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе; женщина - рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина - трудиться в поте лица. После этого Бог сделал людям одежду и изгнал их из Эдемского сада, опасаясь, чтобы они не получили вечную жизнь. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт.3:22-24)

На вопрос а как выглядели Адам и Ева? какие у них тела то были до первого греха? что говорит об этом Библия. заданный автором Наособицу лучший ответ это Те же самые. Бог просто изгнал их из Эдема. Считается, что с самого начала у Адама не было пупка, поскольку он не был рожден, а в остальном - обычное тело.

Ответ от V S [гуру]
"И Бог сотворил человека по своему образу, сотворил его по образу Бога. Он сотворил их мужчиной и женщиной... Тогда Бог посмотрел на всё, что он создал, и увидел, что всё это очень хорошо. "-Бытие 1:27,31.
Исходя из этого сообщения, тела Адама и Евы были совершенны-физически, умственно, нравственно. Совершенство не подразумевает ни единого изъяна.


Ответ от Невроз [активный]
Точно ответить нельзя, но если посмотреть в зеркало, то в нем можно увидеть почти изначальный образ человека. Цвет кожи только трудно усановить какой был.


Ответ от Любовь Ермилова [гуру]
У Адама была невидимая, небесная и совершенная одежда Славы
Божьей. После грехопадения, он ощутил себя голым. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Где ты? 10 Он сказал: Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал: Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3,9 -11)


Ответ от Прослыть [гуру]
Ну похоже что не антропоморфные.
Ведь Создатель творит, используя эволюцию.
Сначала Летающий Макаронный Монстр создал динозавров, потом из них пиратов и уж из пиратов - людей. А на каком этапе были Адам и Ева неизвестно. Возможно ещё раньше динозавров.


Ответ от Мефодий [гуру]
Когда- то Бог сотворил
Адама совершенным, по образу и подобию своему, т. е. имеющему способности о
которых мы можем только догадываться. Но в результате своего ослушания Адам и
его потомки утратили все эти преимущества и стали познавать мир с ноля, через
чувственный опыт, начиная с каменного топора и дойдя до атомной бомбы - что логически объяснимо - человек по
природе стал злым, и в основном весь прогресс стимулировался совершенствованием
вооружении. Отголосками способностей Адама являются такие явления, когда
отдельные редкие индивидуумы умножают и делят в уме гигантские числа, никогда
не обучаясь этому, некоторые притягивают к себе металлические предметы и п. р.
необъяснимые вещи, чаще всего не имеющие практического значения в этой жизни. Скорее
всего, Адам мог перемещаться в пространстве, имел телепатическое общение с
Богом и управлял всем животным и растительным миром планеты Земля. Немного
другими словами об этом говорит Библия. Но в результате неповиновения Богу его
способности были аннулированы. Таким образом способности потомков Адама, т. е.
нас, можно сравнить с супер навороченным сотовым телефоном у которого осталось
лишь несколько необходимых функций типа звонок-ответ, будильник- калькулятор. Утратив
изначально врожденное знание, мир познается человеком эмпирическим путем, через
чувственный опыт, при этом то, как он видит, воспринимает и ИССЛЕДУЕТ
окружающий его мир, определяется не сутью вещей, а особенностью форм его
познания. Иными словами, человек живет в своем узком мирке, пытаясь исследовать
его своими примитивными, (в масштабах абсолютного знания, которым обладает
только Бог) приборами, созданными с помощью оставленных ему 5% былых умственных способностей. К тому же
человек стал смертным, хотя изначально не был задуман таким. Но жажда познания
у многих не угасла, ведь по своей природе человек творческая личность. Каждый человек
на земле сдает экзамен, а придя в мир
иной, оценку получит уже от Бога. И все получившие спасение через Иисуса Христа
получат вновь утраченные способности, доступ к абсолютной информации и познании
вселенной. И это будет происходить в атмосфере гармонии мира, любви и живого
общения со своим Создателем. В Библии сказано конкретно на эту тему: Когда я
был младенцем, по- младенчески говорил, по- младенчески мыслил, по младенчески
рассуждал; а как стал мужем, оставил младенческое. Теперь мы видим как бы
сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь я знаю
ОТЧАСТИ, а тогда познаю, подобно как я познан. (1-Коринфянам 13 глава 11-12ст.)


Братья Лимбург. Прекрасный часослов герцога Беррийского. Начало 15 в.

Грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая - самые распространенные ветхозаветные сюжеты в европейском искусстве Средневековья и Возрождения. Мы видим фигуры Адама и Евы в скульптурном декоре соборов и на фресках, в живописи складных алтарей, в книжной миниатюре и гравюре. Для того чтобы понять, почему этот сюжет был так популярен, вспомним, как трактовали христианские теологи историю грехопадения. Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей. Узнав об этом, разгневанный Бог проклял первых людей и изгнал их из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, как более виновная, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой.



Английский миниатюрист. Изгнание из рая. Йоркская псалтырь, 1170 г.

По Библии, изгнание из рая - точка отсчета земной истории человека, и в этом христианство сходится с иудаизмом. Однако для иудеев это сказание - лишь одна из многочисленных историй о людском непослушании и божественном наказании, которыми полна Тора: вспомните Всемирный потоп, Вавилонскую башню, Содом и Гоморру. История грехопадения выделялась лишь тем, что имела для людей наиболее серьезные последствия. В христианстве же постепенно сложились представления о том, что вина за первородный грех распространяется на всех потомков Адама, и искуплением этой вины стало распятье Иисуса. Сцены грехопадения и изгнания из рая сопоставлялись в алтарных композициях и фресках со сценами Благовещенья, Рождества Христова, Распятия или Страстей Господних и призваны были напоминать верующим о смысле искупительной жертвы: Христос, «новый Адам», пришел в мир, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству жизнь вечную.


Мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.


Французская псалтырь. 1279 г.

Изображая грехопадение и изгнание из рая, художники следовали определенным канонам. Парадоксально, но эти каноны не совсем точно отражали библейское сказание. В сцене грехопадения нагие Адам и Ева стоят у древа познания, внимая речам змея или срывая плоды. В Библии не уточняется, какие именно плоды росли на древе познания, но в Средние века прочно утвердилась традиция изображать на райском древе яблоки (в самых ранних произведениях - гранаты). На иврите слово «змей» - мужского рода, но змей-искуситель (в котором видели воплощение дьявола) традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женского рода. В сцене изгнания из рая безутешных ослушников преследует ангел с карающим мечом. Однако в Библии не сказано, что прародителей изгнал из рая именно ангел: Бог «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24).


Джиованни ди Паоло. Сотворение Земли и изгнание из рая. 1445

Традиционная трактовка сюжета, присущая средневековому искусству, сохранялась и в эпоху раннего Возрождения. Посмотрим на изумительное «Благовещение», написанное около 1434 г. флорентийским художником, монахом-францисканцем Фра Беато Анджелико. Когда зритель отводит взгляд от златокрылого ангела и благоговейно внимающей ему девы Марии, он замечает в левом верхнем углу картины почти сливающуюся с пейзажем сцену изгнания из рая. У Фра Беато Анджелико, художника умиротворенного и просветленного, эта сцена не столь драматична, сколь печальна. Ангел не пылает гневом, не вздымает воинственно свой меч. Он почти по-отечески положил руку на плечо безутешного Адама, не изгоняя, а словно сочувственно выпроваживая согрешившую пару из райских врат.


Фра Беато Анджелико. Благовещение. 1434 г.

В первой трети 15 в. параллельно с каноническим появился новый подход к изображению прародителей. Происходила постепенная ломка средневекового мировоззрения: гуманисты утверждали новые представления о природе, о человеке и его месте в мире, и образы Адама и Евы начали интересовать художников сами по себе, а не только как воплощение первородного греха. Каков человек по сути своей? Что крылось за его желанием отведать плодов с древа познания: легкомыслие, глупость, порочность или благородное стремление проникнуть в тайны природы, так хорошо знакомое гуманистам эпохи Возрождения?


Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422-1432 гг.

Первыми художниками, по-новому трактовавшими традиционные фигуры прародителей, были нидерландские мастера - братья Ян и Губерт ван Эйк, авторы знаменитого Гентского алтаря, созданного в 1422-132гг. для собора Св. Бавона в Генте. Грандиозный складной двухъярусный алтарь объединяет двадцать шесть картин, на которых изображено 258 человеческих фигур. Но нас сейчас интересуют только две из них - Адам и Ева. Когда алтарь раскрыт, и перед зрителем предстают лучезарные картины преображенного мира, который должен воцариться после свершения Страшного суда, лишь фигуры Адама и Евы слева и справа от центральной композиции контрастируют с общим ликующим настроением. Возникающее впечатление очень точно описал автор книги «Антверпен. Гент. Брюгге» Михаил Герман: «Как чужие, входят в сияющий райскими соцветиями складень Адам и Ева, внося с собою тяжелое дыхание реальной, ничуть не облагороженной людской плоти. Они входят в алтарь с противоположных сторон, оставив за плечами глухой черный мрак, настороженные и недоверчивые, некрасивые, усталые, даже уже немолодые».


Ян и Губерт ван Эйк. Адам и Ева. Створки Гентского алтаря.
Фрагмент.1422-1432 гг.

Образы Адама и Евы и в этом алтаре служат, как это было принято, вечным напоминанием о первородном грехе, но их значение - композиционное и смысловое - изменилось, усилилось. Мысленно уберите фигуры прародителей с картины «Благовещение» Фра Беато Анджелико: прекрасное произведение потеряет не так уж много. Но попробуйте убрать изображения Адама и Евы с Гентского алтаря - и торжество жизни вечной уже не будет казаться столь полным без сравнения с жизнью бренной, а аккорды красок уже не будут столь ошеломляюще звонкими без этих выступающих из тьмы фигур.


Томмазо Мазаччо. Капелла Бранкаччи.
Изгнание Адама и Евы из рая. 1428

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи созданы примерно в то же время, что «Благовещение» Фра Беато и Гентский алтарь - в 1428 г., но в это, право же, трудно поверить. Двадцатисемилетний Томмазо Мазаччо работал над фресками капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. В разгар работы художник внезапно умер. Незаконченные росписи капеллы Бранкаччи свидетельствуют о том, что Мазаччо стоял на пороге великих свершений. Капелла стала местом паломничества живописцев последующих поколений, мастерством безвременно ушедшего гения восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Самая поразительная из фресок капеллы Бранкаччи - «Изгнание Адама и Евы из рая». Немного найдется в европейском искусстве произведений, в которых средствами живописи были бы столь сильно и убедительно выражены человеческие страдания. Фигуры Адама и Евы каждым жестом, каждой складкой тела вопиют о своем горе. «Главное здесь - не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», - пишет о фреске историк искусства Татьяна Каптерева.


«Страшный суд». Ок.1504 -1508 гг.

Иероним Босх. Рай. Левая створка алтаря

Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Через семь десятков лет после появления Гентского алтаря, в первые годы 16 в., Иероним Босх создал удивительные алтарные композиции, в которых интересующий нас сюжет предстает в совершенно неожиданном свете. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. Хотя «Воз сена», «Сад земных наслаждений» и «Страшный суд» сохраняют традиционную форму трехстворчатого складного алтаря, эти произведения предназначены скорее для философских раздумий, чем для молитвы. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Изображен по-разному, но всегда в сложных смысловых взаимосвязях с сюжетами центральной и правой створок. В «Возе сена» и «Страшном суде» запечатлена история прародителей - создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. В «Саду земных наслаждений» на левой створке представлена только сцена создания Евы, но более детально написан сам райский сад и населяющие его удивительные существа. Во всех трех алтарях степень греховности изображаемого возрастает от левой «райской» композиции к правой - «адской».


Иероним Босх. Рай. Фрагмент левой створки алтаря
«Сад земных наслаждений». Ок.1504 г.

Всмотримся повнимательнее в босховский рай. У затейливого фонтана мирно пасутся слоны и жирафы, прелестные единороги вышли на водопой. Мрачная фантазия художника еще не разыгралась в полную силу, но и здесь, в раю, происходят нелепые и неприглядные метаморфозы всего живого. В «Возе сена» и "Страшном суде" прямо из облаков под божественным престолом высыпаются тучи уродливых насекомых с лягушачьими конечностями. В «Саду земных наслаждений» из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха - воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари, а кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки... Первородный грех еще не совершен, но зло уже пустило ростки в райском саду, мир изначально порочен, и грехопадение - не трагическая случайность, но закономерное начало мировой истории. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда - прямо в ад.


Микеланджело Буонарроти. Грехопадение.
Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы. 1510 г.

Современник Босха Микеланджело Буонарроти увидел в библейском сказании гордый вызов человека, желающего постичь законы мироздания и сравняться мудростью с Богом. Во фреске на потолке Сикстинской капеллы (1510 г.) Ева предстает перед нами не как неразумное любопытное созданье, словно во сне внимающее сладким речам змея, а как сильная, зрелая, вполне осознающая свои поступки личность. Ее рука уверенно тянется к запретному древу, глаза бестрепетно встречают взгляд женщины-змея. Напряженная ритмика рук Евы, Адама, женщины-змея, ангела с мечом объединяет разделенные древесным стволом части композиции, придавая фреске импульс энергичного движения, которое завершается уже где-то за пределами панно - там, куда уходят первый человек и его подруга, чтобы начать свою земную жизнь.


Рафаэль Санти. Грехопадение. Станца делла Сеньятура, Ватикан. 1508-11 гг.

Микеланджеловская Ева, смело бросающая вызов судьбе, величественна и горда, но ее никак нельзя назвать женственной. То, что прародители, кроме всего прочего, мужчина и женщина, то, что их прозрение, их стыд за свою наготу означали пробуждение чувственной любви, не находило полного отражения в произведениях искусства, пока свое слово не сказал Альбрехт Дюрер. Сравним его первое произведение на нашу тему - гравюру на меди «Адам и Ева» 1504 г. - и картины, написанные в 1507 г. Гравюра Дюрера стала новым словом в искусстве немецкого Возрождения. Побывав в Италии, художник перенес в родную Германию достижения итальянского Ренессанса: никогда еще обнаженное тело не изображалось со столь безупречным соблюдением пропорций. Однако на гравюре Адам и Ева выглядят как бы сделанными «из одного теста»: мускулистая мощная Ева кажется лишь несколько смягченной копией Адама. Сразу же после второго итальянского путешествия художник, находившийся под сильным впечатлением от искусства античности, создал две парные картины - «Адам» и «Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно - его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви.


Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. 1507 г.

Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения - древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность. Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться.


Ганс Бальдунг Грин. Грехопадение. 1511 г.

Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей. На гравюре Ганса Бальдунга Грина «Грехопадение» 1511 г. Адам, едва отведав яблоко, решительно обнимает Еву, а на картине того же автора 1525 г. Ева выглядит стыдливо-целомудренной. У Лукаса Кранаха Старшего (а он создал семь композиций на тему грехопадения!) Ева кокетлива и соблазнительна... Наступали новые времена, рядом с церковным искусством утверждалось светское, и прозорливые художники Возрождения учились видеть в образах Адама и Евы не только первых людей и первых грешников, но прежде всего - просто людей со всеми их грехами и добродетелями.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1528 г.

Иллюстрации с сайта

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «mobi-up.ru» — Садовые растения. Интересное о цветах. Многолетние цветы и кустарники